Автоматизируй и управляй

Компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и заняли в ней прочное место, предоставив человеку новые возможности. Число электронных методов решения задач растет в геометрической прогрессии, при этом основой для автоматизации большинства производственно-хозяйственных и торговых отношений, документооборота и делопроизводства в последние годы стали методы идентификации различных объектов, что открывает грандиозные перспективы. В 2006 г. по решению Правительства в структуре Национальной академии наук Беларуси была создана организация, специализирующаяся на вышеупомянутой тематике. Наш собеседник — технический директор Межотраслевого научно-практического центра систем идентификации и электронных деловых операций Геннадий ВОЛНИСТЫЙ.

— Геннадий Евгеньевич, чем именно занимается ваша организация?
— Мы ведем научную, проектную, производственно-техническую и коммерческую деятельность в сфере информатизации, направленную на создание систем автоматической идентификации объектов, логистических систем и электронных деловых операций, осуществляем научно-методическое обеспечение и координацию проводимых в республике работ в области автоматической идентификации, обеспечиваем ведение и поддержку базы данных (депозитария) штриховых и радиочастотных кодов товаров в Беларуси, а также верификацию (проверку качества изображения) штриховых идентификационных кодов, включая контроль легальности их применения.
— Для автоматизированного управления объектами их необходимо обозначить соответствующим кодом…
— Самая популярная система идентификации, которой пользуются несколько миллионов компаний по всему миру, — система штрихового кодирования продукции (товаров, услуг). Основные ее стандарты, методики и правила определяет Международная ассоциация автоматической идентификации GS1 (ранее EAN International). Этот подход применяют 108 стран, создавших национальные органы автоматической идентификации GS1. Зарегистрировавшись в национальной системе GS1, каждый производитель получает уникальный глобальный номер месторасположения и право на получение идентификационного товарного номера своего изделия. Эта маркировка позволяет однозначно идентифицировать товар и гарантировать неповторение в мировом экономическом пространстве таких кодов. Причем они могут быть представлены не только в цифровом и штриховом виде, но и в форме электронного кода, записанного в радиочастотной, так называемой RFID-метке. Это открывает еще большие возможности по автоматизации управления потоками продукции.
— Насколько широко штриховое кодирование распространено в Беларуси?
— Благодаря своевременному выходу ряда постановлений Правительства в нашей стране в соответствии с международными правилами и стандартами функционирует система маркировки товаров идентификационными кодами. Создан депозитарий штриховых кодов (ДШК) — база данных, в которой регистрируются товаропроизводители (поставщики) продукции (товаров), а также фиксируются все товарные номера и характеристики продукции с префиксом «481» для дальнейшей ее маркировки штриховыми идентификационными кодами. По состоянию на начало года в ДШК были зарегистрированы 2852 предприятия и 2 млн 870 тыс. товарных номеров. Для сравнения: в России — около 1,5 млн товарных номеров. Словом, кодирование товаров, как базовый элемент, на котором строятся самые современные системы управления товарными потоками, прочно вошло в нашу жизнь.
— Наверняка есть и проблемы?
— Первая и пока единственная в стране испытательная лаборатория по верификации штриховых кодов аккредитована Госстандартом в составе Центра систем идентификации в июле 2006 г. Она фиксирует нарушения, которые допускают производители при маркировке и поставках своих изделий со штриховыми кодами в точки продаж. Наиболее часто встречаются следующие: наименование товара на упаковке (этикетке) отличается от зарегистрированного в ДШК, а зачастую и от названия в сопроводительных документах (ТТН, сертификате); штриховым кодом, которым ранее маркировалось единичное изделие, обозначается упаковка (партия) и наоборот; штриховой код, ранее принадлежавший одному товару, без перерегистрации в ДШК присваивается другому по наименованию или же по потребительским свойствам и с иной ценой. Отдельной проблемой является считываемость штриховых кодов. Нередко они не распознаются специальными устройствами в силу различных причин: месторасположение на этикетке труднодоступно для сканирования, размеры, цветовые решения, качество штрихов и пробелов не соответствуют требованиям, установленным ГОСТ 30832-2002 (ИСО/МЭК 15416-2000) и др.
Еще одно нарушение — использование не зарегистрированных в ДШК идентификационных номеров. Здесь мы, кстати, параллельно выходим на проблему не только легальности штрихового кода, но и соблюдения производителем международных и государственных нормативно-технических и правовых актов, регламентирующих технологию регистрации и продвижения продукции в современных товаропроводящих сетях и логистических системах. На наш взгляд, важным направлением совершенствования системы штриховой идентификации станет внедрение создаваемой в рамках инновационного проекта Министерства торговли автоматизированной системы контроля легальности штрихкодов товаров, поставляемых в точки продаж на базе интерактивного доступа в каталоги ДШК Республики Беларусь.
— Как работа этой системы будет выглядеть на практике?
— В перспективе предприятия торговли, оптовые базы и другие продавцы, считав сканером код того или иного изделия, смогут через ДШК, используя интернет-интерфейс, обратиться к аналогичным базам данных других стран и получить полную информацию о товаре: где и кем он зарегистрирован, каковы его характеристики, когда он выпущен, кем перевозился и т.д. Мы начали создавать такую систему в конце прошлого года.
— А если заглянуть еще дальше в будущее?
— Развитие и повсеместное внедрение современных методов идентификации, таких как штриховое и радиочастотное кодирование, позволит на несколько порядков усовершенствовать и оптимизировать системы складского учета, транспортировки, продажи товаров и в конечном счете создать высокоэффективные товаропроводящие сети. Это, безусловно, повысит оборачиваемость капитала всех участников логистических систем и, естественно, будет способствовать снижению цен на продукцию для конечного потребителя. Улучшится также качество обслуживания, поскольку идентификационный код является ключом для поиска сведений о потребительских свойствах товара, зарегистрированного в международной системе GS1. Если к этому умело подойти, можно практически без привлечения профессиональных программистов, на пользовательском уровне, строить фантастически мощные информационные системы, позволяющие оказывать всем участникам торговых операций огромное количество дополнительных услуг. Не исключено, что уже через несколько лет вы, придя в ГУМ или ЦУМ с целью купить брюки, сможете выбирать их не только из имеющегося в наличии товара, но и, высказав свои предпочтения продавцу, — из всей огромной номенклатуры изделий, которые выпускаются в республике и за рубежом. При помощи электронной базы вам подберут производителя, возможные материал, фасон, цвет и размер, назовут цену. Затем электронный код выбранного товара будет отправлен изготовителю, который выполнит ваш заказ и в кратчайший срок доставит изделие розничному продавцу.
— Кроме предназначенных для продажи товаров можно осуществлять кодирование и для деталей в производственном цикле. Многие ли предприятия идут по этому пути, автоматизируя управление комплектующими?
— К сожалению, нет. Есть несколько положительных примеров, но массовым это явление в нашей стране еще не стало.
— Расскажите, пожалуйста, о работе вашей организации в области автоматизации документооборота и делопроизводства.
— Нашим предприятием разрабатывается автоматизированная система аналитической обработки данных и поддержки принятия решений Министерством ино¬странных дел «Аналитический комплекс МИД Республики Беларусь». Она предназначена для организации эффективного управления документами различных категорий; автоматизации делопроизвод¬ства (регистрации, рассмотрения и согласования деловых бумаг, их нормативного оформления); мониторинга движения данных; эффективного многоуровневого контроля исполнения; поиска документов и их представления в базах данных по различным характеристикам, включая контекстный поиск информации; коллективной работы с документами; информационной поддержки принятия решений на основе полученных показателей; сбора, агрегации и анализа управленческой информации, ее постоянного накопления.
В качестве среды функционирования и разработки системы была выбрана ин¬струментальная среда Lotus Domino/Notes фирмы IBM. Данный продукт зарекомендовал себя как идеальная платформа для разработки и внедрения документоориентированных приложений. Прикладные системы Notes способны обеспечить сбор, обработку и хранение необходимых показателей деятельности и предоставление информации в удобном для принятия управленческих решений виде.
«Аналитический комплекс МИД Республики Беларусь» позволяет автоматизировать документооборот и делопроизвод¬ство, повысить качество их осуществления, сократить накладные расходы, обеспечить жесткий контроль исполнительской дисциплины и своевременную отчетность в соответствии с принятыми в министерстве нормами.
— Еще более сложной, но и одновременно интересной является разработка автоматизированной системы, которая помогла бы предприятиям управлять товаропроводящими сетями и в итоге оптимизировать продажи…
— Для многих субъектов хозяйствования данная проблема актуальна в силу того, что они производят большую номенклатуру товаров массового потребления, а динамика работы товаропроводящей сети для розничной продажи значительно выше, нежели в промышленно-ориентированных отраслях. Можно констатировать, что сегодня многим белорусским предприятиям необходимо внедрять средства автоматизации, обеспечивающие контроль передачи продукции от производителя коммерческим партнерам, ответственным за ее реализацию (на промежуточные склады, оптовые базы, в торговые дома, к дилерам, дистрибьюторам) и распределение товаров по магазинам.
Одним из наших проектов является созданная для Министерства сельского хозяйства и продовольствия автоматизированная информационная система учета в товаропроводящей сети «Производитель сельхозпродукции — транспортировка — магазин» (АИС «ТПС Минсельхоз¬прода»). Ее предназначение — автоматизация процессов поставки продукции от изготовителя потребителям, учета товародвижения по сегментам рынка и его контроль как на территории нашей страны, так и между Беларусью и другими государствами. Система охватывает головные агропромышленные комплексы и отдельные совхозы, колхозы, а также предприятия переработки сельхозпродукции, промежуточные склады, оптовые базы, торговые дома, магазины и точки продаж. Система синхронизирована с республиканским ДШК, так как каждая организация, входящая в состав АИС «ТПС Минсельхозпрода», в обязательном порядке зарегистрирована в системе автоматической идентификации GS1 Беларуси, а ее продукции присвоены товарные идентификационные (штриховые) коды в ДШК. Во-первых, это позволяет участникам АИС «ТПС Минсельхозпрода» автоматически «перекачивать» из ДШК в базу данных системы исключительно корректные данные о своих товарах и, во-вторых, дает возможность ведения данных о них, о партнерах, точках поставок с формированием широкого спектра аналитических отчетов, а также создания электронных торговых площадок. Сети предприятий при этом объединяются в региональные товаропроводящие сети (по административному признаку), а те, в свою очередь, в отраслевые.
— Опять-таки поясните, пожалуй¬ста, как работа этой системы выглядит на практике?
— Например, с ее помощью мы можем отследить все движение хлебопродуктов в Беларуси. Любой производитель или уполномоченный представитель аппарата Минсельхозпрода имеет возможность проанализировать, что происходит на рынке хлеба, кто, сколько и какой продукции произвел, куда и в каком количестве поставил, с какой дискретностью шла отгрузка, каков объем продаж и возвратов по номенклатуре, за календарный период, по сегменту рынка и т.д. Эта очень ценная информация дополнительно снабжается соответствующими диаграммами, что делает ее более удобной для восприятия и существенно ускоряет принятие эффективных управленческих решений как самими предприятиями, так и на более высоком уровне — в структуре министерства. Кстати, упомянутая система получила высокую оценку в аграрном секторе ЕврАзЭС и по его рекомендации принимается в качестве базового проектного решения для стран — участниц ЕврАзЭС при создании единой евразийской товаропроводящей сети сельскохозяйственной продукции. Данный факт демонстрирует, что в этом направлении мы достигли неплохих результатов.
— А если сравнивать ситуацию в Беларуси с западными достижениями?
— Страны Евросоюза идут на шаг впереди нас. Там уже несколько лет действует закон о безопасности продуктов питания, согласно которому уполномоченные органы должны иметь возможность по идентификационному коду выйти на все компоненты, применяемые для производства того или иного пищевого продукта, а также на поставщиков, перевозчиков, других участников логистической системы, то есть осуществлять так называемую трассировку товара. Таким образом в ЕС специалисты со своего компьютера могут, например, проследить не только движение готового хлеба, но и происхождение использованных для его изготовления муки, дрожжей, добавок, кем и когда выданы сертификаты, кто, в какое время и куда доставлял компоненты и партии товара и пр. Соответственно, в Европе жестче контроль качества всех составляющих цепочки «сырье — производство — упаковка — продажа».
— Прорабатываются ли возможности реализации подобного механизма и в нашей стране?
— В рамках развития упомянутой АИС «ТПС Минсельхозпрода» мы создаем аналогичную систему трассировки, но задача не из простых. Важнейшим вопросом является организация процедуры сбора информации. Для этого все звенья цепей поставок (а у нас в стране только производителей сельхозпродукции более 600, поставщиков сырья — несколько тысяч, точек продаж, включая буфеты, столовые, кафе, ларьки и пр., — более 47 тыс.) должны быть компьютеризированы, а прикладные системы предприятий — иметь постоянный доступ в Интернет. Есть и ряд других, не менее принципиальных вопросов. Как известно, разработка хорошей системы — это только часть дела. Создание на ее базе современной высокоинтеллектуальной технологии управления — вот задача, которая по интегрированным затратам значительно превосходит затраты на разработку. В этом, пожалуй, главная трудность и, как это ни парадоксально звучит, главная прелесть разработки и внедрения IT-проектов.