Европейские оценки «за инновационность» Беларуси

В прошлом году экспертами Европейской экономической комиссии ООН была начата работа по подготовке Обзора инновационного развития Республики Беларусь (см. журнал «Наука и инновации» №№8 и 11 за 2010 г.). В декабре прошлого года на пятой сессии Комитета по экономическому сотрудничеству и интеграции ЕЭК ООН, которая состоялась в Женеве, прошло обсуждение выводов и рекомендаций, завершивших работу над проектом. О том, какие оценки «за инновационность» получила наша страна, рассказывает менеджер проекта Хосе ПАЛАСИН.
— Существуют три основные составляющие для успешного шествия инноваций: инвенции — наличие идей, разработок, инвестиции — материальные средства для их воплощения в жизнь, и интеграция науки, образования и производства. Как бы вы оценили задел по каждой из этих составляющих в нашей стране?
— У Беларуси имеется огромный инженерный потенциал на крупных предприятиях, значительные возможности в области научных исследований и разработок, а также квалифицированная рабочая сила. В республике есть неплохая база для осуществления инновационной политики. Однако воплощение научных знаний в новые коммерческие продукты и процессы, а также в соответствующие экономические результаты испытывает определенные затруднения. Это связано с тем, что в основном научная деятельность сконцентрирована в исследовательских организациях и оторвана от реальных запросов производственного сектора экономики. Такая ситуация не способствует инновационному развитию на уровне предприятий. К сожалению, проблема успешной интеграции науки, образования и промышленности не до конца решена в большинстве стран. В Беларуси в этом объединительном движении ключевую роль, на наш взгляд, могли бы сыграть новые высокотехнологичные фирмы, основной компетенцией которых является перевод результатов научных исследований и разработок в сферу бизнеса и увеличение тем самым производительности компании, ее экономического роста. Это на сегодняшний день наиболее гибкие структуры, способные связать науку и промышленность, обеспечить возможности для предпринимательской инициативы, имеющейся в научной и образовательной среде. Для появления таких фирм и интеграции их в экономику в Беларуси есть все задатки.
— Какие выводы и рекомендации в области политики инновационного развития сделаны международными экспертами?
— Мы пришли к выводу о том, что существует широкое понимание и признание важности инноваций для будущего роста и конкурентоспособности республики со стороны властей. Одним из главных направлений преобразования производственного потенциала страны признано внедрение новых технологий, необходимых для ускорения экономического роста, укрепления безопасности и конкурентоспособности экономики. В этой связи были предприняты значительные усилия для создания институциональных элементов национальной инновационной системы. Решительные шаги сделаны в сторону формирования инновационной инфраструктуры. Однако основное внимание было сконцентрировано на административных, институциональных элементах НИС, а не на связях и взаимодействиях между ее различными подсистемами, например между бизнесом, наукой, образованием. На сегодняшний день в Беларуси под инновациями преимущественным образом понимаются наукоемкие технологические разработки, и именно такая трактовка инноваций нашла отражение в политике. Это, конечно, не означает, что в стране нетехнологические формы инноваций не признаются в принципе или напрочь отрицается важность взаимоувязки различных компонентов национальной инновационной системы. Однако ни то ни другое пока что не закреплено в государственной инновационной политике. Иными словами, понимание важности этих двух аспектов не повлекло за собой разработку конкретных мер по содействию развитию нетехнологических инноваций и укреплению связей между отдельными подсистемами в рамках НИС. Предложенные ЕЭК рекомендации носят разносторонний характер. Они затрагивают, в частности, стратегию продвижения инноваций, распределение финансовых ресурсов, новые направления инновационной политики и конкретные инструменты стимулирования инновационных процессов. В некоторых случаях предлагается изучить возможность использования новых инструментов поддержки и решений путем реализации пилотных проектов.
— Каковы основные показатели инновационного развития нашей страны?
— Инновации — многомерный феномен, оценить который можно с помощью перечня индикаторов, характеризующих этот процесс. Важнейшим внешним показателем инновационной деятельности является конкурентоспособность продукции, в том числе высокотехнологичной, на международных рынках. Есть также внутренние показатели, которые указывают на усилия, затраченные на инновации, и имеющийся потенциал — человеческие ресурсы, качество системы научных исследований, степень взаимосвязи между промышленностью и наукой. У Беларуси хорошие входные индикаторы, в частности наличие квалифицированной рабочей силы и интенсивное формирование инновационной инфраструктуры. И есть вполне обоснованные предположения, что развитие инновационного процесса приведет к улучшению внешних показателей.
— Что для этого необходимо сделать, какие пробелы, недочеты следует ликвидировать?
— Анализ национальной инновационной системы выявил низкий уровень развития малого и среднего бизнеса в стране. И это ключевая проблема, которая должна решаться многовекторно. В числе первоочередных мер назовем различные информационно-просветительские кампании, консалтинговую и информационную помощь предпринимателям, необходимые культурно-пропагандистские мероприятия, направленные на популяризацию и укрепление престижа инновационной деятельности. Кроме того, малым и средним предприятиям необходимо развивать разнообразные виды партнерских связей, включая их участие в реализации государственных научно-технических программ. Значительный вклад в повышение инновационного потенциала экономики, обеспечение доступа к новым технологиям и организационной практике могут внести прямые иностранные инвестиции. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос о расширении полномочий Национального инвестиционного агентства, включив в его компетенцию решение инновационных и технологических вопросов.
— Какие элементы «инновационности» у нас напрочь отсутствуют?
— Система государственной поддержки инновационной деятельности и финансирование предпринимательской в Беларуси имеет встроенную функцию сильного неприятия риска. Хотя интерес к обеспечению надлежащего использования средств и их возврату понятен, так же верно и то, что никаких радикальных инноваций не может быть без риска. Государственная поддержка имеет решающее значение именно потому, что государственный сектор может идти на большие затраты, чем частные операторы, и, соответственно, он способен апробировать более широкие возможности на благо общества в целом. Понимание этого должно быть отражено в механизмах финансовой поддержки инновационной деятельности.
— Как вы оцениваете итоги реализации Программы инновационного развития Республики Беларусь в прошлой пятилетке и задания новой Программы, принятой на 2011—2015 гг.?
— Беларусь разработала широкий спектр инициатив, направленных на стимулирование инноваций, в том числе в рамках Государственной программы инновационного развития на 2007—2010 гг., которая продолжена новой программой на период 2011—2015 гг. Мы считаем важным, что государственная инновационная политика Беларуси учитывает региональные аспекты, что может способствовать более сбалансированному региональному развитию и коррекции региональных различий. Это та отправная точка, которая способна укрепить инновационную составляющую регионов и эффективно реализовывать масштабные проекты.
Обе государственные программы включают в себя сложный, рассчитанный на долгосрочную перспективу комплекс мер, которые позволяют извлекать уроки из прошлого опыта и учитывать их при разработке новых инициатив. Это способствует повышению эффективности инновационной политики и обеспечивает ее развитие с учетом национальной специфики. Важно подчеркнуть еще и то, что новая государственная программа укрепляет механизмы мониторинга и оценки инновационной политики, что является положительным шагом, а также уделяет все большее значение междисциплинарным исследованиям.
— Заставить работать интеллектуальный капитал — задача не менее важная, чем заставить работать капитал денежный. Функционирует ли у нас и в какой степени институт интеллектуальной собственности? Какие шаги надо предпринять в этом направлении, чтобы успешно коммерциализировать продукты умственного труда и зарабатывать на этом деньги?
— Четкое распределение прав интеллектуальной собственности в инновационном процессе — крайне важный момент для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, для активизации инновационной деятельности и укрепления связей между промышленностью и наукой. Власти могли бы рассмотреть вопрос о передаче прав на результаты научно-исследовательских работ, выполненных за счет бюджета, научным организациям, обеспечив при этом индивидуальным исследователям или научным группам их долю от прибыли. Эффективность инновационных процессов, на наш взгляд, можно повысить путем внедрения механизмов поощрения за коммерциализацию научных результатов. Административный ресурс не может заменить экономические стимулы для обеспечения динамичного развития инновационной системы. Нужно создавать такие условия, при которых все инновационные субъекты хозяйствования, а также авторы идей будут заинтересованы в генерации новых продуктов, внедрении их в производство и продаже. Главное, чтобы у них была возможность получать прибыль. Со своей стороны, научным организациям необходимы внутренние механизмы содействия коммерциализации результатов их деятельности, а также постоянное совершенствование необходимых для этого навыков.
— Как интегрировать нашу науку, образование и промышленность?
— Отношения между этими институтами в Беларуси, как правило, складываются на административном уровне, и поэтому обе стороны не проявляют нужной заинтересованности к участию в инновационных проектах. Некоторые исследования и разработки и, соответственно, вознаграждения за них оторваны от потребностей промышленности. Эта ситуация частично связана с установившейся практикой планирования и реализации научных исследований, которые не всегда продиктованы спросом, что не способствует более тесному сотрудничеству между наукой и производством. Необходима последовательная и целенаправленная работа для обеспечения лучшей связи между этими двумя подсистемами.
— Состоялось ли совместное совещание авторов обзора с участием представителей властных структур Республики Беларусь? Какие отзывы у специалистов и заинтересованных сторон получила ваша работа?
— Основные результаты проекта, включая выводы и рекомендации, были представлены и обсуждены в ходе пятой сессии Комитета ЕЭК ООН по экономическому сотрудничеству и интеграции. В ней приняли участие представители белорусских госструктур, секретариата ЕЭК ООН, эксперты, участвовавшие в подготовке обзора, и независимые эксперты. Они обменялись мнениями о проекте и обсудили выдвинутые рекомендации. Замечания и предложения, поступившие от участников форума, были включены в окончательный вариант документа. Он будет представлен в качестве публикации на предстоящей сессии ЕЭК ООН, которая состоится в Женеве 12—13 мая нынешнего года. Планируется также презентация в Беларуси. Мы получили положительные отзывы и высокую оценку результатов этого проекта со стороны белорусских экспертов. Ими была признана актуальность и полезность обзора для будущих инновационных прорывов белорусской экономики. Мы очень благодарны за поддержку, полученную от наших партнеров в осуществлении этой новаторской инициативы, которая, мы надеемся, поспособствует разработке эффективной национальной стратегии и политики в области инноваций, а также созданию гибких инструментов трансформации результатов научно-исследовательских проектов в рыночные продукты.