Управление затратами на предприятиях хлебопекарного производства

Одной из основных задач менеджмента отечественных хлебопекарных предприятий является управление затратами, которое наряду с повышением качества продукции во многом определяет рыночную конкурентоспособность. Исходя из этого, становится очевидна необходимость постоянного совершенствования системы контроля себестоимости продукции, применения новых подходов к методам учета, анализа и регулирования затрат.
В отечественных и зарубежных публикациях многие авторы уделяют значительное внимание этим вопросам, однако практика хлебопекарной отрасли имеет свою специфику, требующую дополнительного учета. В Беларуси она представлена предприятиями департамента по хлебопродуктам министерства сельского хозяйства и продовольствия (в дальнейшем – департамент) с удельным весом в общем объеме производства 56,4%, Белкоопсоюза – 19,0%, КУП «Минскхлебпром» – 22,1%, частных пекарен и пекарен крупных торговых центров, учреждений общественного питания – 2,5%.
Положение департамента на рынке в целом можно охарактеризовать как достаточно стабильное, в то же время существует угроза усиления конкуренции со стороны мини-пекарен, собственных кондитерских цехов в крупных универсамах и гипермаркетах.
Общую эффективность управления затратами на предприятиях департамента можно определить по финансовым показателям 2007–2011 гг. (табл. 1). Прибыль в рассматриваемом периоде, за исключением 2010 г., увеличивалась, однако ее размер недостаточен для эффективного развития, учитывая необходимость модернизации и обновления оборудования. Рентабельность реализованной продукции была нестабильна – в 2010 и 2011 гг. снизилась по сравнению с 2009 г. и в целом росла значительно медленнее, чем прибыль. Себестоимость товаров также изменялась, но увеличивалась быстрее, чем рентабельность, особенно в 2010–2011 гг. (рис. 1, табл. 2).
Затраты на производство в каждом отчетном периоде увеличивались по отношению к предыдущему (табл. 3). При этом темп роста стоимости сырья и материалов ниже многих других составляющих затрат. Так, больше всего увеличивались расходы на топливо, электроэнергию, уплату процентов по ссудам, оплату труда и амортизацию основных средств. В целом наибольший удельный вес в структуре затрат занимают материальные ресурсы (62%), оплата труда (21%), причем эти показатели имеют тенденцию к постоянному росту (рис. 2, табл. 4).
Социальная значимость продукции и жесткое государственное регулирование ограничивают свободу хлебопекарных предприятий в формировании отпускных цен, в связи с чем особое значение имеет поиск возможностей снижения затрат на производство продукции (рис. 3). Их можно уменьшить за счет выбора поставщиков сырья, расширения прямых поставок, исключающих посредников, однако в качестве ключевого фактора оптимизации выступает инновационное развитие, кроме того, особое внимание необходимо уделять энергосберегающим мероприятиям. Так, уже запланирована замена всех энергоемких, физически изношенных и морально устаревших хлебопекарных печей до 2014 г. Также в рамках департамента целесообразно оптимизировать численность административно- управленческого аппарата, что позволит снизить общие затраты.
Безусловно, основу инновационного развития составляют современные технологии и оборудование, но, на наш взгляд, не менее важны организационные решения – повышение эффективности хлебопекарной отрасли невозможно без грамотного современного менеджмента. Необходимым является использование на хлебопекарных предприятиях новых подходов к управлению затратами.
К ним можно отнести, например, метод «стандарт-костинг», который базируется на разработке стандартов на главные виды затрат, учитывающих последние достижения техники и технологий. В соответствии с ними ведется учет затрат и калькулирование себестоимости продукции. Тем самым создаются возможности для активного управления процессом производства и снижения затрат, когда они превышают стандарты.
Другой пример – метод «директ-костинг» – предполагает формирование себестоимости только за счет переменных (прямых) затрат. К его недостаткам можно отнести то, что он не дает ясного ответа на вопрос о полной себестоимости товара, следовательно, невозможно обойтись без учета всех затрат производства.
Однако, на наш взгляд, наибольшего внимания заслуживает метод управления затратами «АВ-костинг». При его использовании предварительно выбираются косвенные затраты, которые можно отнести к конкретным видам продукции, а оставшаяся их часть распределяется традиционным способом в соответствии с выбранной базой. Этот метод можно использовать как для текущего управления затратами, так и в стратегическом планировании. Кроме того, он наиболее близок к отечественным методам учета затрат и способам распределения косвенных затрат на хлебопекарных предприятиях республики, где в качестве базы для их распределения традиционно используются заработная плата рабочих основного производства, объем выпускаемой продукции, количество сырья, материалов и др.
К числу организационных инноваций можно отнести возможность снижения себестоимости за счет совершенствования методов ее формирования. В частности, начисление амортизации путем вычета амортизационной ликвидационной стоимости объекта основных средств. Кроме того, предприятия отрасли могут применять различные методы переоценки основных средств, что также влияет на величину амортизационных отчислений. Для сокращения расходов хлебозаводов необходимо продолжить работу по совершенствованию доставки готовой продукции. Для этого департаменту целесообразно создать централизованные логистические пункты на каждом областном предприятии, по примеру РУПП «Гомельхлебпром» и «Брестхлебпром».
Таким образом, с инновационным развитием отрасли тесно связаны не только технические инновации, но и организационные, в том числе направленные на совершенствование управления учета и формирования затрат. В условиях невысокой эффективности управления затратами в хлебопекарной отрасли необходима разработка комплексной программы, которая должна предусматривать использование упомянутых резервов снижения себестоимости и новых инновационных подходов к управлению. Ее реализация позволит усилить конкурентные преимущества предприятий на рынке и обеспечить их устойчивое финансово-экономическое положение.

Пожалуйста, оформите подписку для того, чтобы получить доступ к