Полигон для мобильной техники

Одной из главных задач, стоящих перед машиностроительным комплексом Беларуси, является увеличение экспорта выпускаемых изделий. Только качественная и конкурентоспособная продукция может выйти на внешний рынок. Для мобильных машин кроме показателей назначения международными стандартами устанавливаются обязательные требования безопасности, экологичности, экономичности. Соответствие им параметров техники подтверждается только путем натурных испытаний на полигонах и выдачей сертификатов независимыми органами.
Белорусская промышленность выпускает широкий ассортимент изделий — десятки типов мобильных машин, осваивает производство новых видов техники, в том числе оборонного и специального назначения. Это требует постоянной экспериментальной отработки и совершенствования конструкций. За рубежом практически каждый завод имеет собственный полигон. В настоящее время белорусские предприятия-изготовители вынуждены проводить испытания и сертификацию своей техники в России, Германии, Франции, Голландии, Чехии. Республика тратит значительные валютные средства, которые целесообразно было бы направить на формирование собственной испытательной базы и развитие национальной системы сертификации. Следует отметить, что, представляя технику на испытания за границу, Беларусь раскрывает свои ноу-хау потенциальным конкурентам, а это создает определенную угрозу экономической безопасности государства. Через его территорию проходят три трансъевропейских коридора и дороги, входящие в сеть автострад СНГ. Доведение их эксплуатационных показателей до мирового уровня — важнейшая цель сегодняшнего дня. Для ее достижения необходимо проводить исследования разнопрочных дорожных конструкций с учетом динамического воздействия техники, испытания барьерных ограждений и шумозащитных экранов, оценку эффективности пассивных средств безопасности дорожного движения. Снижение вредных выбросов и шума мобильных машин является одной из насущных задач охраны окружающей среды и здоровья населения.
Существенным препятствием в повышении результативности научных разработок и их ориентированности на нужды народного хозяйства является отсутствие исследовательского полигона в Национальной академии наук Беларуси, институты которой — головные организации-исполнители ряда приоритетных государственных программ.
Технические требования к полигону разработаны на основе предложений всех заинтересованных министерств с учетом уже имеющихся в республике испытательных сооружений, стендового оборудования и приборного оснащения.
Минский тракторный завод, Белорусский автомобильный завод, Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения, Белорусская машиноиспытательная станция располагают отдельными участками для исследований специализированной техники в типовых условиях эксплуатации. Практически на всех машиностроительных предприятиях страны созданы испытательные центры, позволяющие проводить отработку деталей и узлов конструкций на специальных стендах. Вместе с тем отсутствует возможность оценить безопасность, экологичность и экономичность техники, выпускаемой Минским автомобильным заводом, Минским заводом колесных тягачей, Мотовелозаводом, объединением «Амкодор», а также ряда сельхозмашин, поскольку на дорогах общего пользования динамические испытания запрещены законодательством и не отвечают требованиям международных стандартов, соответственно, не могут быть признаны за рубежом.
С учетом изложенного, к первой очереди полигона отнесено строительство динамометрической дороги и измерительных площадок, изображенных на схеме. Это позволит осуществлять научные исследования и испытания автомототехники по более чем 100 международным, межгосударственным и национальным стандартам, приведенным в таблице.
Совет Министров Республики Беларусь принял постановление №1056 от 17.08.2006 г. «О создании республиканского полигона для исследований, испытаний и сертификации мобильных машин и комплексной оценки их воздействия на дорожную инфраструктуру». Указом Главы государства утвержден перечень объектов на 2007—2008 гг., в который вошло строительство республиканского полигона.
По официальным данным предприятий Минпрома, Минсельхозпрода и Госкомвоенпрома, среднегодовой объем испытаний автотракторной и сельскохозяйственной техники белорусского производства на этой площадке может достигать 400 единиц при длительности более 1 тыс. смен (трехсменная загрузка в течение года); в минимальном варианте — около 300 единиц и 400 смен. Последний случай предполагает возможность проведения части динамических исследований на дорогах общего пользования или других площадках.
Согласно проведенным расчетам, цена испытаний и сертификации машин на белорусском полигоне будет на 40% ниже, чем в России, и в 2—3 раза меньше, чем в дальнем зарубежье. Дополнительный эффект возможен за счет исключения командировочных расходов и затрат на перегон (доставку) машин за границу. Простой срок окупаемости проекта с момента ввода в эксплуатацию площадки составит около 5 лет, динамический — немногим более 8.
В целях обеспечения соответствия испытательного полигона международным критериям компетентности, независимости от разработчиков и производителей продукции предлагается создать филиал Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси на предоставленном земельном участке в Минском районе. Все виды испытаний обеспечены приборами и оборудованием, имеющимися в академических институтах, университетах, а также в испытательных центрах МАЗ, МЗКТ и других предприятий и организаций.
Для определения политики функционирования республиканского полигона, в том числе договорных взаимоотношений с заказчиками работ, предлагается образовать управляющий совет из представителей всех заинтересованных министерств и ведомств: НАН Беларуси, Минпрома, Минтранса, Минсельхозпрода, Минобороны, МЧС, Госкомвоенпрома, Госстандарта и др. Целесообразно на базе республиканского полигона организовать ассоциацию испытательных центров промышленных предприятий, академических, вузовских и отраслевых институтов с тем, чтобы провести инвентаризацию имеющихся участков, оборудования, приборов и обеспечить единое научно-методическое и техническое руководство испытаниями в масштабах государства.
Под эгидой Госстандарта Республики Беларусь будет осуществлена национальная и международная аттестация сооружений и оборудования площадки. Согласно Указу Президента от 03.12.1994 г. №247 «О присоединении Республики Беларусь к Соглашению о принятии единообразных условий официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств», республиканский полигон будет заявлен в качестве технической службы в рамках Женевского соглашения, и, соответственно, белорусские протоколы испытаний будут признаваться в более чем 50 высокоразвитых странах мира.
Планируется создать под эгидой автополигона акустический центр, аналога которому нет в странах СНГ, что позволит производить конкурентоспособную продукцию не только на постсоветском пространстве, но и за его пределами. Развивать данное направление в нашей стране, выпускающей автомобильную, сельскохозяйственную, строительную и дорожную технику, чрезвычайно актуально. Отечественные предприятия не обладают достаточным научным потенциалом и материально-технической базой для решения задач по акустической доводке машин и их отдельных узлов.
Петр Витязь
первый заместитель Председателя
Президиума НАН Беларуси, академик
Михаил Высоцкий
генеральный директор Объединенного института машиностроения
НАН Беларуси, академик
Сергей Минюкович
заместитель директора по научной работе Объединенного института
машиностроения НАН Беларуси,
кандидат технических наук
Антон Ракицкий
директор республиканского полигона Объединенного института
машиностроения НАН Беларуси,
кандидат технических наук