Идентификация художественных материалов при научной атрибуции и реставрации произведений живописи

Произведение искусства – это летопись, углубившись в которую можно узнать себя и свой народ, как и чем жили наши предки много веков назад, во что они верили и кем стали. Но следует признать, что артефакты очень редко доходят до нас в своем первоначальном виде, а изменения, которым их подвергает время, могут быть самыми различными. Истории бытования историко-культурных ценностей часто напоминают сюжет криминально-детективного романа. Так, некоторые оригинальные детали произведений живописи могли быть утрачены или вовсе изменены в соответствии с эстетическими взглядами той эпохи, в которую выполнялось их поновление. В XVIII – первой половине XIX в. не была редкостью перемена формата картины: ее могли обрезать или, наоборот, нарастить, подгоняя размер к интерьеру. Но чаще случалось так, что работы теряли имена написавших их художников, либо терялись сами, а через некоторое время их находили, и они начинали жить под новыми именами. В каждом музее под великолепными шедеврами можно встретить таблички, осведомляющие нас о том, что эти творения исполнены «неизвестным французским мастером XV века» или вообще «неизвестным мастером».