В отечественной электроэнергетике эксплуатируется 298 энергогенерирующих источников суммарной установленной электрической мощностью порядка 9,7 ГВт [1]. Из них используется в ГПО «Белэнерго» 66 энергоисточников общей мощностью 8,98 ГВт, в том числе 12 тепловых электростанций высокого давления (8347,6 МВт), 30 малых тепловых станций (604,0 МВт), 23 малые гидроэлектростанции (26,3 МВт), одна ветроэнергетическая установка (1,5 МВт) [2], а также блок-станции (761,1 МВт). Белорусская энергосистема характеризуется высокой концентрацией электрогенерирующих мощностей. На 12 крупнейших электростанций в стране приходится порядка 85,7% совокупной установленной электрической мощности. Доля объектов распределенной генерации в ней невелика и составляет для блок-станций около 6%. Удельный вес гидроэлектростанций и ветроэнергетических станций также незначителен – около 0,3% (табл. 1).
Следовательно, отечественная электроэнергетика имеет традиционную для стран бывшего СССР структуру генерирующих объектов, характеризующуюся высокой степенью концентрации мощностей, доминированием тепловой энергетики, а также относительно небольшой степенью развития объектов распределенной генерации.
В республике достаточно развита инфраструктура передачи и распределения электрической энергии. По состоянию на 2015?г. общая протяженность кабельных электрических сетей, находящихся на балансе ГПО «Белэнерго», составляет 37,39 тыс. км, воздушных линий электропередачи – 276,187 тыс. км, в том числе напряжением 220– 750 кВ – 6,894 тыс. км, напряжением 110 кВ – 16,808 тыс. км, напряжением 35 кВ – 11,824 тыс. км, напряжением 0,4–10 кВ –
203,267 тыс. км [2].
Существующие распределительные электрические сети 0,4–10 кВ в стране в силу объективных причин характеризуются:
высоким уровнем технических и коммерческих потерь;
отсутствием инструментальных данных (показаний приборов учета), позволяющих выявить очаги повышенных коммерческих потерь вследствие недостаточного оснащения приборами учета сети 10/0,4 кВ;
уязвимостью сетей 0,4/0,22 кВ в районах индивидуальной жилой застройки, ведущей к безучетному потреблению электрической энергии;
низким уровнем автоматизации в целом и охватом автоматизированными системами комплексного учета электрической энергии в частности.
В структуре электропотребления Республики Беларусь на промышленные организации приходится около 60%, население – 20% (в том числе городское – порядка 70%), на непромышленных потребителей – 11%, на сельскохозяйственные нужды – около 7%, городской и железнодорожный транспорт – около 2%.
В табл. 2 представлено потребление электрической энергии по отдельным видам экономической деятельности за 2009–2014?гг.
В 2014?г. совокупное потребление электрической энергии увеличилось на 8,01% по сравнению с 2009?г., а в 2009–2014?гг. оно имело неравномерный характер. Наибольшая доля приходилась на обрабатывающую промышленность – от 44,09% в 2009?г. до 47,85% в 2011?г. Также высокий удельный вес в совокупном потреблении занимает производство и распределение электрической энергии, газа и воды: от 22,27% в 2014?г. до 24,78% в 2009?г. Из видов экономической деятельности, входящих в обрабатывающую промышленность, наиболее электроемкими являются химическое и металлургическое производство, выпуск готовых металлических изделий, кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов, пищевых продуктов, включая напитки, и табака, изготовление прочих неметаллических минеральных продуктов.
Стратегии достижения устойчивого развития отечественной электроэнергетики
Согласно Национальной стратегии социально-экономического развития Беларуси до 2030?г. [3], одобренной 15.02.2015?г. на заседании Президиума Совета Министров, на период до 2020?г. в области электроэнергетики заявлены следующие задачи:
реконструкция и модернизация действующих и замена выбывающих мощностей с внедрением инновационных энергоэффективных технологий;
формирование оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь и его интеграция в общий электроэнергетический рынок государств – членов Евразийского экономического союза;
проведение политики, направленной на устранение неэкономических барьеров, обеспечение прозрачных, предсказуемых и гибких стимулов для развития возобновляемой энергетики [3].
В долгосрочной перспективе (2021–2030?гг.) основной целью станет повышение энергетической самостоятельности страны за счет вовлечения в энергобаланс ядерного топлива и возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Предстоит расширить сотрудничество в рамках СНГ с ЕС, Китаем, международными организациями, способствующее трансферту технологий и системных решений в области энергоэффективности и использования ВИЭ.
В нашей стране уже сделаны определенные шаги на пути реализации указанных стратегий в более ранние периоды, однако не всегда удавалось достичь целей, заявленных в программных документах, в полном объеме. Сравнение отдельных плановых и промежуточных либо итоговых результатов реализации государственных программ в сфере энергетики показывает, что многие из плановых показателей, касающихся диверсификации энергоресурсов и энергоисточников за счет использования ВИЭ, а также формирования оптового электроэнергетического рынка, не были достигнуты либо с учетом текущих тенденций не будут достигнуты к намеченным срокам (табл. 3).
Данная ситуация объясняется несколькими обстоятельствами:
недостатком финансирования программ по энергосбережению и энергоэффективности, в качестве основных источников которых планируются собственные средства предприятий (порядка 38% в общем объеме), кредиты банков, займы и другие привлеченные ресурсы (около 20%). Государственная поддержка в виде долевого участия за счет средств республиканского и местных бюджетов (22% в объеме финансирования), отраслевых инновационных фондов (20%) будет оказываться организациям социальной и бюджетной сферы, а также другим субъектам для внедрения наиболее эффективных мероприятий по приоритетным направлениям энергосбережения [4];
снижением повышающих коэффициентов к тарифам на электрическую энергию, производимую из некоторых ВИЭ. Если согласно постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30.06.2011?г. №100 «О тарифах на электрическую энергию, производимую из возобновляемых источников энергии, и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь», на первые 10 лет с момента ввода установок по использованию ВИЭ в эксплуатацию устанавливались повышающие коэффициенты в размере 1,3 [8], то в 2014?г. они были снижены до 1,1, а для установок, использующих солнечную энергию, с 3 до 2,7 [9];
отсутствием необходимой нормативно-правовой базы. В феврале 2014?г. была одобрена только концепция закона «Об электроэнергетике» [10]. Его принятие создаст предпосылки для разделения потенциально конкурентных и монопольных видов экономической деятельности, перехода на самоокупаемость, формирования оптового и розничного электроэнергетических рынков в целях конкуренции субъектов электроэнергетики и сочетания регулируемых и свободных цен, а также ухода от перекрестного субсидирования. Документ будет способствовать в том числе повышению уровня энергобезопасности, реализации основных принципов создания общего электроэнергетического рынка государств – участников СНГ, гармонизации законодательства Республики Беларусь с ее международными обязательствами.
Основные пути реализации стратегии достижения устойчивого развития электроэнергетики
Для обеспечения положительной динамики развития энергетического рынка Республики Беларусь на 2015–2030?гг. планируется осуществить следующий комплекс мероприятий.
Внедрение энергоэффективных технологий и механизмов их использования, в число которых входят:
ввод в действие энергосберегающего оборудования, приборов и материалов, парогазовых, газотурбинных и газопоршневых установок для производства электрической и тепловой энергии, отвечающих передовым требованиям науки и техники в данной области; развитие электромобилей и гибридных автомобилей; разработка в рамках ЕАЭС банка перспективных энергетических технологий;
методы стандартизации;
совершенствование систем учета и контроля энергоресурсов и энергопотребления, в том числе охват потребителей электрической энергии «умными» счетчиками, поквартирная установка теплосчетчиков на объектах нового строительства;
снижение удельных топливных затрат на производство электрической и тепловой энергии за счет модернизации неэкономичных, морально и физически устаревших основных производственных средств ТЭК [3].
Диверсификация энергоресурсов и энергоисточников за счет ВИЭ. Чтобы пополнить энергобаланс страны, нужно активнее задействовать в этот процесс возобновляемые источники энергии.
В ветроэнергетике необходимо строительство ветропарков с крупными установками единичной мощностью не менее 1 МВт и поэтапной локализацией данного производства.
В гидроэнергетике требуется реконструкция и модернизация малых ГЭС, строительство гидроэлектростанций на крупных реках (предполагается возведение Полоцкой и Витебской ГЭС).
Следует уделить должное внимание технологическому применению биогаза за счет создания биогазовых установок на животноводческих комплексах, на предприятиях по производству пищевых продуктов, полигонах отходов в крупных городах.
В солнечной энергетике надлежит широко использовать гелиоводонагреватели и различные гелиоустановки для интенсификации процессов сушки и подогрева воды в сельскохозяйственном производстве и бытовых целях, а также применять энергию солнца для выработки электричества.
В геотермальной энергетике следует создать производство отечественных тепловых насосов (отдельных компонентов к ним) и внедрять их, в том числе за счет установления дифференцированных по зонам суток тарифов.
Кроме того, планируется строительство энергоисточников на древесном топливе и локализация выпуска оборудования (узлов, деталей, конструкций) для них. Реализации подлежат также проекты по задействованию других видов ВИЭ, в том числе отходов растениеводства, твердых коммунальных отходов, биодизельного топлива, топливного этанола [3].
11 сентября 2015?г. на заседании Республиканской межведомственной комиссии по установлению и распределению квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии на 2016–2018?гг. были утверждены следующие квоты: на использование энергии естественного движения водных потоков «отведено» 82 МВт, ветра – 50 МВт, древесного топлива и иных видов биомассы – 36 МВт, биогаза – 32 МВт, солнца – 15 МВт. Из общего объема выделены 39,7 МВт (около 18,5%) для создания установок на ВИЭ в соответствии с международными и инвестиционными договорами; инвестиционными проектами, финансируемыми за счет внешних государственных займов; привлеченных под гарантии Правительства Беларуси внешних займов; проектами международной технической помощи, одобренными Советом Министров Беларуси; проектами иностранной безвозмездной помощи [11].
Использование атомной энергии. Для реализации данной стратегии планируется ввод в эксплуатацию 2 блоков Белорусской АЭС суммарной мощностью порядка 2400 МВт. С учетом этого потребуются дополнительные меры для обеспечения баланса электрических мощностей Белорусской энергосистемы, в частности:
строительство электрокотельных для выработки тепловой энергии в ночные часы;
разработка проектов по организации теплоснабжения вновь вводимых жилых районов за счет электрического и комбинированного обогрева;
использование пиковых газовых турбин;
применение для потребительских блок-станций дифференцированного по зонам суток тарифа на электрическую энергию, а также перевод потребителей на такой тариф;
организация экспорта электрической энергии в ночное время;
создание энергоемких производств, которые будут работать ночью; зарядка аккумуляторов промышленного и городского электромобильного транспорта и др. [3].
Формирование оптового электроэнергетического рынка
1 января 2015?г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный лидерами Беларуси, Казахстана и России. Он в том числе определил основные принципы формирования общих рынков энергоресурсов, включая устранение препятствий в их торговле, развитие конкурентной среды, создание недискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, а также благоприятной обстановки для привлечения инвестиций в топливно-энергетический комплекс членов ЕАЭС. В мае 2015?г. президенты стран Евразийского экономического союза утвердили концепцию создания общего электроэнергетического рынка с учетом того, что Республика Беларусь внесла свое особое мнение в поддержку государственных интересов. Общий электроэнергетический рынок должен быть открыт до 2019?г. Предполагается, что к 1 июля 2016?г. будет подготовлена программа его развития, то есть будут разработаны единые правила функционирования, чтобы можно было говорить о принципах добросовестной конкуренции. Программа формирования общего электроэнергетического рынка, которую участники Союза утвердят в текущем году, будет содержать перечень конкретных мероприятий, в том числе и этапы совершенствования структуры управления отрасли [12]. В Республике Беларусь, в частности, планируется создать РУП «Белгенерация», которое объединит 12 станций высокого давления и позволит обеспечить устойчивую и надежную работу Белорусской энергосистемы. Предполагается закрепить правовой статус государственного энергетического надзора, а также создать организацию, субъект естественной монополии, уполномоченную на передачу электрической энергии по электросетям напряжением 220 кВ и выше.
Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Благодаря вводу в эксплуатацию Белорусской АЭС планируется снижение уровня выбросов парниковых газов на 7–10 млн т в год. Постановлением Совета Министров от 21.06.2013?г. №510 утверждена Государственная программа мер по смягчению последствий изменения климата на 2013–2020?гг. В рамках документа намечены мероприятия по экономии энергоресурсов; стабилизации уровня выбросов парниковых газов за счет использования ресурсосберегающих технологий в энергоемких отраслях экономики; оптимизации сферы обращения с отходами; улучшению качества и увеличению объемов поглотителей парниковых газов [13].
Таким образом, приоритетными стратегиями достижения устойчивого развития энергетики республики до 2030?г. являются внедрение энергоэффективных технологий; использование ВИЭ, атомной энергии; формирование оптового электроэнергетического рынка; снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Реализации этих мероприятий препятствует невыполнение сроков, заявленных в программных документах, (например, к 2015?г. уже должно быть проведено акционирование распределительно-сбытовых организаций), а также несогласованность определенных мер государственной политики (введение квот и снижение льгот для ВИЭ).
При сохранении существующих тенденций заявленные цели по достижению устойчивого развития электроэнергетики могут быть не достигнуты к намеченному сроку, поэтому необходима разработка целенаправленной политики по их реализации (например, дорожной карты с указанием подробного алгоритма действий, исполнителей, сроков и источников финансирования).
Статья поступила в редакцию 02.02.2016 г.
Литература
1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь // http://www.belstat.gov.by/.
2. ГПО «Белэнерго» // http://www.energo.by/.
3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года / ГНУ НИЭИ // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2015. №4 (214).? С. 6–99.
4. Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь // http://energoeffekt.gov.by/.
5. Об утверждении Государственной программы строительства в 2011–2015?гг. гидроэлектростанций в Республике Беларусь: постанов. Совета Министров Республики Беларусь, от 17.12.2010?г., №1838 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь.?– 2010, 5/33018.
6. Об утверждении Государственной программы развития Белорусской энергетической системы на период до 2016?г.: постанов. Совета Министров Республики Беларусь, от 29.02.2012?г., №194 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2012, 5/35381.
7. Об утверждении стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь: постанов. Совета Министров Республики Беларусь, 9.08.2010, №1180 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь.?– 2010, 5/32338.
8. О тарифах на электрическую энергию, производимую из возобновляемых источников энергии, и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь: Постановление Министерства экономики Беларуси от 30 июня 2011?г., №100 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2011, 8/23974.
9. О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30 июня 2011?г. №100: постанов. Министерства экономики Республики Беларусь, от 08.04.2014?г., №29 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2014, 8/28632.
10. Концепция закона «Об электроэнергетике» одобрена в Правительстве Беларуси // http://www.belta.by/economics/view/kontseptsija-zakona-ob-elektroenerget... 35776–2014.
11. Распределены квоты на создание установок на ВИЭ // Энергетика Беларуси. 2015, №20 (326).? С. 3.
12. О Концепции формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза: Решение Высшего Евразийского экономического совета, от 08.05.2015?г., №12 // http://www.eurasiancommission.org/ru.
13. Об утверждении Государственной программы мер по смягчению последствий изменения климата на 2013–2020?гг.: постанов. Совета Министров Республики Беларусь, от 21.06.2013?г., №510 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2013, 5/37447.