Организация коммерциализации ОИС в НАН Украины

Современная схема коммерциализации ОИС в Украине принципиально отличается от той, которая существовала до 1991?г. Ранее выход на внешний рынок осуществлялся преимущественно через специализированные внешнеторговые структуры, внутри страны изобретения внедрялись в плановом порядке, была отработана система стимулирования и выплаты вознаграждения авторам. Передача права самостоятельного ведения внешнеэкономической деятельности учреждениям науки и образования в 90-х гг. и часто невыгодные условия контрактов, предлагаемые зарубежными партнерами, выявили необходимость профессионального правового сопровождения международных договоров. Проблемой того периода было также то обстоятельство, что в связи с экономическим кризисом, уменьшением финансирования научных исследований подразделения изобретательской и патентно-лицензионной работы в организациях и на предприятиях были практически ликвидированы. К примеру, в НАН Украины количество специалистов таких отделов уменьшилось с 7–10 до 2–3, в некоторых – с 3–4 до одного. Значительно ухудшилась оплата их труда.
Переход к патентной форме защиты изобретений, отсутствие у предприятий традиций платить за использованную интеллектуальную собственности, отсутствие навыков заключения договоров, а также примерных их моделей, неразвитость государственной поддержки инновационной деятельности и передачи технологий обусловили необходимость перестройки работы по созданию и использованию ОИС.
Национальная академия наук Украины неоднократно обращала внимание на эти актуальные вопросы. Ситуация изменилась лишь с принятием в 2006?г. Закона «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий». В него были внесены положения о создании в органах исполнительной власти, Национальной и отраслевых академиях наук, учреждениях науки и образования подразделений по вопросам инновационной деятельности, трансфера технологий, охраны интеллектуальной собственности.
С 2003?г. показатели изобретательской работы в НАН Украины начали улучшаться, количество заявок на изобретения и полезные модели возросло до 600–700 в год. Существенно укрепило эти позиции распоряжение Президиума НАН Украины «О подразделениях по вопросам трансфера технологий, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности» №15 от 16.01.2008?г. [1]. Документом были утверждены:
Типовое положение о структурном подразделении по вопросам трансфера технологий, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности научных учреждений НАН Украины (далее – структурное подразделение);
Положение об использовании объектов права интеллектуальной собственности в НАН Украины;
примерные договоры о служебных объектах права интеллектуальной собственности и выплате вознаграждения за их использование и примерный договор между создателями объектов права интеллектуальной собственности.
В обязанности руководителей академических научных учреждений были включены создание структурных подразделений, а также реорганизация существующих патентно-лицензионных отделов в указанные подразделения с введением в штатное расписание соответствующих должностей. Организациям было предложено рассмотреть вопрос о внесении дополнений в коллективные договоры об определении размера и порядка выплаты вознаграждения, премирования изобретателям и авторам.
Новым в деятельности структурных подразделений было существенное расширение их функций: обеспечение охраны кроме изобретений и полезных моделей других ОИС, в том числе авторского права; поддержка трансфера технологий; организация и выполнение маркетинговых, патентно-конъюнктурных исследований. К тому же распоряжением Президиума НАН Украины от 30.10.2005 №683 были утверждены требования и рекомендации о порядке инвентаризации нематериальных активов, что усилило их бухгалтерский учет. В результате в 92 научных учреждениях НАН Украины физико-­технического и химико-биологического профиля были созданы такие подразделения, в которых введены должности научных работников (ранее были предусмотрены инженерные), что позволило увеличить оплату труда и привлекать более опытных специалистов.

Организация охраны
и коммерциализации ОИС
Управление ОИС в Национальной академии наук Украины осуществляется научными учреждениями, предприятиями опытно-производственной базы; Комиссией Президиума НАН Украины по вопросам охраны и использования ОИС; академическими организациями по охране интеллектуальной собственности, трансферу технологий и инновационной деятельности. В 1997?г. был образован Центр интеллектуальной собственности и передачи технологий НАН Украины, на который возложено проведение исследований в этой области, координация деятельности структурных подразделений по вопросам трансфера технологий, инновационной деятельности, интеллектуальной собственности и предоставление патентных, юридических услуг, услуг по оценке стоимости ОИС. Центр принял участие в разработке многих контрактов по передаче технологий, созданных институтами НАН Украины, фирмам зарубежных стран, а также в образовании хозяйственных обществ, научных парков на основе передаваемых прав интеллектуальной собственности. Было подготовлено большое число методических рекомендаций, проектов нормативных актов НАН Украины. Сотрудники центра проводят профильные консультации, участвуют во многих проектах Европейской комиссии, Мирового банка, USAID, ВТО по вопросам охраны интеллектуальной собственности, инновационной деятельности, адаптации национального законодательства к законодательству ЕС.
В 2016?г., в частности, был реализован проект по совершенствованию нормативно-правового и институционального регулирования передачи знаний из научных организаций и высших учебных заведений в промышленный сектор, а также разработке ключевых мероприятий по передаче знаний для становления в Украине экономики, основанной на знаниях. В рамках проекта совместно с Университетом Тарту (Эстония) были подготовлены рекомендации по совершенствованию передачи знаний в научных организациях Украины, а также по созданию благоприятного режима государственного стимулирования этой деятельности с учетом опыта, накопленного в Евросоюзе [2].

Подразделения по трансферу технологий, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности
В основные задачи структурных подразделений входят:
выявление ОИС, получаемых в результате НИОКР; проведение патентных исследований, исследований на патентную чистоту; обеспечение охраны прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, коммерческую тайну, рационализаторские предложения, торговые марки, научные открытия, интегральные микросхемы, компьютерные программы, базы данных, сорта растений и другие ОИС, которые создаются в учреждении;
маркетинговые, патентно-конъюнктурные исследования;
осуществление мероприятий по использованию результатов НИОКР, объектов права интеллектуальной собственности, наукоемкой продукции учреждения, поддержка лицензионной деятельности, передачи технологий.
К примеру, структурное подразделение в рамках маркетинговых исследований определяет потребность в результатах НИОКР, которые могут быть созданы; возможность их реализации (на базе изучения информации о рынке, экспорте-импорте аналогичной продукции, ее технико-экономических показателей и т.?п.); устанавливает потенциальных партнеров по реализации продукции; участвует в подготовке бизнес-планов по внедрению результатов НИОКР, ОИС и др.

Политика НАН Украины в отношении ОИС
В целях повышения эффективности использования результатов исследований Европейской комиссией был принят ряд политических документов, а также Рекомендации «Об управлении правами интеллектуальной собственности для университетов и других государственных научно-исследовательских организаций» [3]. Также Всемирной организацией интеллектуальной собственности было подготовлено Типовое положение о политике в области интеллектуальной собственности для университетов и научно-исследовательских учреждений [4].
Кроме того, в каждом зарубежном научном учреждении в области интеллектуальной собственности принята своя, особенная политика. Она обусловливает особенности и принципы распределения прав на ОИС между работниками, научным учреждением и предприятиями; размер и порядок выплаты вознаграждения изобретателям и авторам; порядок заключения договоров с ними; особенности охраны ОИС при проведении НИОКР и др.
В 2007–2008?гг. было подготовлено и принято Президиумом НАН Украины Положение об использовании объектов права интеллектуальной собственности в НАН Украины, в котором определены основные направления деятельности институтов в этой сфере и решены ключевые вопросы коммерциализации ОИС [5].

Распределение прав интеллектуальной собственности на результаты исследований
Всех участников процесса коммерциализации результатов исследований интересуют два важнейших вопроса: каким образом должны распределяться имущественные права между работником и научной организацией, а также между научной организацией и министерством, ведомством, академией наук, которые являются заказчиками проведения НИОКР. Эта тема обсуждается и исследуется специалистами стран СНГ, в том числе и автором данной статьи [6].
При проведении НИОКР за счет ведомственного бюджетного финансирования НАН Украины право на подачу заявки и получение охранных документов, а также право приобретения имущественных прав на другие ОИС принадлежит исполнителю НИОКР – научному учреждению. Ему изобретатель передает по договору свою часть имущественных прав на подачу заявки, получение охранного документа, а также на объекты авторского права на условиях, которые предусматривают выплату вознаграждения при использовании ОИС. Если учреждение принимает решение о прекращении поддержки охранных документов в силе, разработчик имеет приоритетное право на их оформление на себя.
В случае, если научная организация не предусматривает зарубежное патентование, а изобретатель служебного ОИС предлагает осуществить его за свои средства или средства других организаций, учреждение может предоставить ему такое право. При этом подписывается соглашение, предусматривающее получение учреждением доли лицензионных платежей от использования ОИС, а также возможность экспорта в соответствующую страну наукоемкой продукции, изготовленной с их применением.
При осуществлении договорной тематики за счет средств предприятий и других субъектов предпринимательской деятельности, иностранных и международных организаций научным учреждением и заказчиком должны быть урегулированы следующие вопросы:
распределение имущественных прав на ОИС, создаваемые во время проведения исследований;
установление сторон (стороны), которые подают заявки и получают охранные документы;
выплата вознаграждения авторам ОИС, определение стороны, которая ее осуществляет.
В случае партнерских договоров между учреждениями НАН Украины и предприятиями по внедрению результатов исследований, которые финансируются совместно, право использования ОИС, ноу-хау, созданных академической организацией, предоставляется предприятию исключительно на основе лицензионных договоров, согласно которым предусматривается выплата учреждению роялти. Размер последнего определяется по договоренности с учетом того, что обычная ставка составляет не менее 3–5% валового дохода от реализации продукции, выпущенной по лицензии, или не менее 20% чистой прибыли, которую предприятие получает от ее продажи.
Если предприятие в рамках проекта финансирует работы, выполняемые организацией-партнером или учреждением, или сторонами совместно, договором должны быть установлены стороны, которые приобретают права на ОИС, подают заявки на получение охранных документов и осуществляют поддержку их действия, выплачивают вознаграждение создателям ОИС, а также оговорены условия выплаты учреждению роялти организацией-партнером.
Наиболее сложный вопрос возникает при финансировании НИОКР министерствами и ведомствами, которые в договорах часто предусматривали, что исключительные права на ОИС принадлежат им. В то же время министерства обычно не принимали участия в подаче заявок на изобретения, а также внедрении полученных результатов. Подобная ситуация была близка к послевоенной практике США, когда правами на ОИС, созданными по государственным контрактам, управляли министерства, и показатели получения охранных документов и внедрения разработок были чрезвычайно низкими.
Попытки принять в Украине Закон, аналогичный Закону Бая–Доула [7], согласно которому права на создаваемые в рамках государственного финансирования изобретения передавались исполнителям НИОКР, не увенчались успехом. Однако в 2015?г. при рассмотрении в Верховном Совете Украины проекта Закона «О государственном регулировании трансфера технологий в Украине» он был дополнен положениями о правовом режиме ОИС. В частности, ст. 11 Закона закрепила следующие нормы:
в случае, если технология и/или ее составляющие созданы в процессе выполнения НИОКР, которые финансируются за счет бюджетных средств, имущественные права на эти разработки принадлежат учреждениям, организациям и предприятиям – исполнителям этих работ, кроме случаев, когда их результаты отнесены к государственной тайне, а также в других случаях, определяемых законом;
технология должна использоваться преимущественно на территории Украины;
имущественные права на научно-техническую продукцию, созданную за бюджетные средства, могут передаваться для использования на территории иностранных государств в порядке, установленном законодательством;
центральные органы исполнительной власти, Национальная академия наук Украины и отраслевые академии наук (заказчики) имеют право безвозмездно коммерциализировать технологию в целях выполнения работ или поставки для государственных потребностей, что обязательно прописывается в договоре на создание технологии;
если результатом выполнения НИОКР стала разработка, которая отнесена к государственной тайне, а также в других случаях, определяемых законом, учреждение направляет заказчику (министерству, Академии наук) уведомление о ней в течение одного месяца со дня получения такой информации от автора технологии. Заказчик или уполномоченное им государственное учреждение в течение двух месяцев решает вопрос о передаче исполнителю прав на указанную технологию и обязан:
заключить с ним договор о передаче имущественных прав на ОИС, составляющие технологию; определить сторону, которая осуществляет их правовую охрану и обеспечить при необходимости подачу охранных документов;
урегулировать вопросы заключения с автором письменного договора о размере и условиях выплаты ему (правопреемнику) вознаграждения согласно экономической ценности технологии или другой выгоды, которая может быть получена от ее использования.
Если заказчик не выполнит указанных требований в установленный срок, действия по обеспечению правовой охраны осуществляет исполнитель НИОКР, к которому переходят права на созданную разработку.
Указанные положения Закона определили правовой режим использования технологии, создаваемой за счет бюджетных средств. Однако Закон распространялся лишь на ОИС, в которых она была воплощена, но не на другие объекты, например устройства.
В 2015?г. в новой редакции Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности» удалось предусмотреть распространение режима, установленного ст. 11 Закона Украины «О государственном регулировании деятельности в области трансфера технологий», на все объекты права интеллектуальной собственности, созданные за счет бюджетных средств [8].
Принятие указанных положений в целом меняет отношение к изобретательству в государственном секторе, делает создаваемые ОИС «чистыми» для последующей коммерциализации. Ранее результаты НИОКР, получаемые бюджетными организациями, имели смешанный, не всегда определенный правовой режим интеллектуальной собственности в связи с тем, что часть тематики финансировалась министерствами, часть НАН Украины. К тому же произошел отказ от расплывчатых формулировок о различных случаях, когда имущественные права на ОИС передаются органам государственного управления. Были выделены именно объекты, отнесенные к государственной тайне, идентификация которых осуществляется достаточно точно на основе закона.
Кроме того, новые положения Закона позволяют избежать случаев, когда министерство в договоре закрепляет за собой права на ОИС без дальнейших действий по подаче заявок, заключению договоров с изобретателями, выплате вознаграждения, а также организации использования ОИС. В этом случае имущественные права на ОИС остаются у организации – исполнителя НИОКР.

Использование ранее полученных результатов
Проблематика правового режима ранее полученных результатов, которые используются при выполнении текущих контрактов с национальными и зарубежными заказчиками, является новой для стран СНГ. В то же время типично заключение договора на проведение НИОКР на небольшую сумму 100–200 тыс. долл. сроком на 1 год, например с организациями Китая. При этом, однако, задействован весь багаж научно-исследовательского института, полученный в рамках государственного финансирования НИОКР в течение десятков лет. Обычно также в контрактах закрепляются права интеллектуальной собственности за заказчиком. Если не предусмотреть разделение результатов на полученные по контракту и созданные ранее, заказчику фактически могут быть переданы права интеллектуальной собственности на весь многолетний опыт института в соответствующей области.
Зарубежной практикой выработаны механизмы действий в этом случае. Более того, если при проведении НИОКР не будут выделены ранее созданные результаты и не будет определен соответствующий режим их использования, то в случае Рамочных программ исследований и разработок Европейского Союза, в том числе программы «Горизонт 2020» финансирование не осуществляется. Близкие требования предъявляются к заказчикам научной продукции из министерств и ведомств в США.
Аналогично в Положении об использовании объектов права интеллектуальной собственности в НАН Украины предусматривается, что в случае применения ранее полученных результатов, имущественные права на которые принадлежат учреждению, следует указать их в договоре на проведение НИОКР и в отчетной документации по нему. Необходимо также, согласно требованиям ст. 1108–1110 Гражданского кодекса Украины, предоставить лицензии на использование ранее созданных ОИС по лицензионному договору или в рамках отдельного раздела в договорах на финансирование НИОКР. Отметим, что в последних кроме предоставления прав использования ранее полученных результатов на лицензионной основе приводятся положения о соблюдении заказчиком относительно них режима конфиденциальности, запрете передавать их третьим лицам, а также использовать полученную информацию при подаче заявок на изобретения и др.

Стимулирование и выплата вознаграждения за использование ОИС
В связи с тем, что законодательство Украины не определяет размера выплаты вознаграждения изобретателям (указанное существует лишь для авторов технологий) [9] актуальным было закрепление в Положении размера и порядка выплаты вознаграждения за использование ОИС, а также условий премирования. Так, работнику предусмотрены выплаты:
при выпуске продукции учреждением с использованием ОИС в сумме не менее 2% валового дохода от ее реализации или дохода от продажи части продукции (деталей, механизмов и т.?п.), произведенной с использованием ОИС;
при заключении лицензионного и других договоров о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности в сумме не менее 30% дохода от сумм доходов, полученных по договору;
при уменьшении стоимости производимой продукции и другой выгоде, полученной учреждением, на условиях, определенных коллективным договором.
при использовании служебного ОИС, имущественные права на который вносятся в уставной капитал хозяйственного общества, согласно коллективному договору.
В коллективном договоре учреждение и трудовой коллектив могут предусмотреть выплату изобретателям и авторам разовой премии при получении охранного документа и др.
При сохранении конфиденциальности служебного ОИС организация согласно законодательству должна выплачивать изобретателям и авторам вознаграждение в зависимости от экономической ценности изобретения (полезной модели, промышленного образца, сорта растений и т.?п.) и (или) другой выгоды, которая может быть получена учреждением.
Кроме того, с учетом зарубежной практики было предусмотрено, что в коллективном договоре закрепляются принципы распределения средств, которые получает учреждение от использования ОИС. Они делятся на три части: между авторами ОИС, подразделением, где они работают, а также учреждением. Значительным стимулом изобретательской работы в Академии наук является проведение ежегодного конкурса результатов деятельности учреждений по созданию, охране и использованию объектов права интеллектуальной собственности и на звание «Изобретатель года НАН Украины». Оно присваивается десяти лучшим разработчикам с выплатой им, а также учреждениям, где они работают, соответствующих премий.
Невзирая на предпринятые меры, с 2013?г. наблюдается снижение количества поданных заявок на изобретения и полезные модели, что связано с уменьшением бюджетного финансирования на проведение научных исследований и ограничением использования средств, которые получают научные учреждения по хоздоговорам с предприятиями. Среди основных проблем, влияющих на изобретательскую и патентно-лицензионную деятельность, можно назвать недостаток средств на реализацию государственных программ поддержки трансфера технологий, создание наукоемких предприятий на основе ОИС, отсутствие налоговых стимулов инновационной деятельности, венчурного финансирования, сложности с комплектованием кадрового состава, нехватку в учреждениях собственных средств, а также целевого бюджетного финансирования на зарубежное патентование.
В то же время специалисты НАН Украины активно работают с Министерством образования и науки, комитетами Верховного Совета по вопросам подготовки проектов законодательных актов в сфере инноваций и коммерциализации интеллектуальной собственности. В 2015?г. разработан проект Закона «О поддержке и развитии инновационной деятельности», предусматривающий широкое стимулирование внедрения инноваций. В прошлом году состоялись парламентские слушания на тему «О состоянии и законодательном обеспечении развития науки и научно-технической сферы государства» [10], в 2016?г. – слушания в Комитете Верховного Совета Украины по вопросам науки и образования «Законодательное обеспечение развития Национальной инновационной системы: состояние и направления решения» [11], в рекомендациях которых предусмотрена система мер по совершенствованию финансирования и организации инновационной деятельности, коммерциализации интеллектуальной собственности.

Статья поступила в редакцию 16.10.2016?г.

Summary
The organization of work on the creation, protection and commercialization of intellectual property rights in research institutes of the National Academy of Sciences of Ukraine is analyzed. It is noted the leading role of the Departments for Innovation, Technology Transfer, Protection of Intellectual Property created in the 92 physical, technical and chemical-biological institutes of the Academy in accordance with the Law of Ukraine "On state regulation of activities in the field of technology transfer."

Литература
1. Розпорядження Президії НАН України від 16.01.08 №15 «Про підрозділи з питань трансферу технологій, інноваційної діяльності та інтелектуальної власності» (із змінами відповідно до розпоряджень Президії НАН України від 01.03.2013 №142 та від 30.10.2008 р. №622, від 15.06.2015 р. №430, від 17.05.2016 р. №293).
2. Электронный ресурс: http://ciptt.nas.gov.ua/en/News.html.
3. European Commission, «On the management of intellectual property in knowledge transfer activities and Code of Practice for universities and other public research organisations» // http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32008H0416....
4. Электронный ресурс: http://www.wipo.int/export/sites/www/dcea/en/pdf/Tool_Cover_Model_Policy....
5. Положення про використання об’єктів права інтелектуальної власності в НАН України, затверджено Розпорядженням Президії НАН України від 16.01.08 №15 «Про підрозділи з питань трансферу технологій, інноваційної діяльності та інтелектуальної власності» (із змінами).
6. Капіца Ю.?Врегулювання прав на об’єкти права інтелектуальної власності, створені за рахунок бюджетних коштів // Право України. 2005, №3. С. 72–76;
7. The Bayh–Dole Act (Patent and Trademark Law Amendments Act) Pub. L. 96–517, December 12, 1980.
8. Закон України «Про наукову і науково-технічну діяльність» // Відомості Верховної Ради. 2016, №3, ст. 25.
9. Постанова Кабінету Міністрів України від 4 червня 2008р. №520 «Про затвердження мінімальних ставок винагороди авторам технологій і особам, які здійснюють їх трансфер».
10. Постанова Верховної Ради України «Про Рекомендації парламентських слухань на тему: «Про стан та законодавче забезпечення розвитку науки та науково-технічної сфери держави» // Відомості Верховної Ради. 2015, №16, ст. 117.
11. Рекомендації слухань у Комітеті Верховної Ради України «Законодавче забезпечення розвтку Національної інноваційної системи: стан та шляхі вирішення» від 15 червня 2016 р.