
Стратегическая направленность экономической политики Беларуси на инновационное развитие требует стимулирования деловой активности и создания институциональных единиц, способных обеспечить благоприятную среду для эффективной деятельности субъектов малого предпринимательства в сфере инноваций (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, венчурные фонды).
Мировая практика демонстрирует, что именно технопарки предоставляют своим резидентам существенные преимущества, в том числе:
получение синергетического эффекта и масштабирования проектов за счет прямого доступа к бизнес-среде;
организационно-управленческую поддержку за счет возможностей и услуг центров коллективного пользования, бизнес-инкубаторов, инжиниринговых структур, центров сертификации, прототипирования;
льготы, преференции, субсидии [1, 2].
В Беларуси в настоящее время зарегистрировано 10 научно-технологических парков и 7 центров трансфера технологий.
В 2016 г. в Беларуси активно функционировали 9 технопарков, в составе которых осуществлял свою деятельность 101 резидент. За период 2012–2015?гг. ими создано 712 новых рабочих мест (из них 189 в 2015?г.). Общий объем произведенной продукции составил 1205 млрд руб. (116,9 млн долл.), в том числе инновационной?– 68,1%. При этом важно отметить тенденцию к увеличению доли инновационной продукции в общем объеме продукции технопарков в рассматриваемом периоде с 62,1% в 2012?г. до 79,3% в 2015?г. Однако, несмотря на этот положительный тренд, вклад технопарков в общий объем инноваций в стране остается крайне низким и составляет всего 0,3%. Подробная информация отражена в табл. 1. Как следует из представленных фактов, темпы развития и эффективность технопарков недостаточны [3].
Рассматривая пути совершенствования деятельности технопарков, важно иметь в виду, что по своей сути эти институциональные единицы являются долгосрочными проектами. И их успех определяется активностью по максимальному вовлечению в инновационный процесс инфраструктуры региона присутствия. Развиваясь, технопарк становится центром социальной и экономической жизни района или города, в котором он расположен. В связи с этим ключевым аспектом эффективности формирования и функционирования технопарков мы считаем их корреляцию с промышленной специализацией конкретных территорий. Следует принимать во внимание имеющиеся в стране территориальные, производственные, транспортно-логистические и другие особенности; возможности развития резервов, чтобы дифференцировать научно-техническую и инновационную политику по отношению к регионам в зависимости от их традиционной типологии [4].
Внедрение отечественных научно-технологических разработок в практику существенно ограничено узкими рамками внутреннего рынка, который объективно не позволяет гарантировать экономическую окупаемость инновационной продукции. На межгосударственном пространстве Евразийского экономического союза созданные в Беларуси инновационная продукция и технологии достаточно востребованы. Их внедрение учитывает специфику регионального технического регулирования, уровень квалификации пользователей, наличие сервисных центров, способствует импортозамещению. Это в свою очередь положительно влияет на усиление безопасности в общем социально-экономическом пространстве. Однако широкое внедрение белорусских инноваций в ЕАЭС сдерживает несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие единой методологии оценки рисков и управления ими, определенная нескоординированность приоритетов социально-экономического и инновационного развития стран-партнеров [5].
Одной из ключевых стратегических задач ЕАЭС является обеспечение общей социально-экономической безопасности, что требует согласования промышленной, транспортной, энергетической и аграрной политики и соответствующей диверсификации производств для вовлечения в оборот действующих предприятий, способных обеспечить импортозамещение по ключевым позициям, а также ориентированных на экспорт. Беларусь обладает существенным потенциалом: страна экспортирует 85% продукции и оборудования для перерабатывающей промышленности, станкостроения. В целях наиболее эффективного взаимодействия важно провести ревизию научно-технических решений и кооперационных связей, а также определить перспективные направления сотрудничества. Наиболее значимым для международной кооперации считаем технологическое обновление АПК?– модернизацию сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, с особым акцентом на использование ресурсо- и энергоэффективных технологий; расширение биохимической отрасли, в первую очередь создание собственной базы лекарственных препаратов и медицинских изделий; применение энергоемких технологий, в том числе в сфере производства, транспортировки и потребления энергии.
Технопарки как локальные центры инновационного предпринимательства способны наиболее гибко и быстро реагировать на изменения технологических и рыночных потребностей стран?– партнеров по ЕАЭС. Они могут выступить в качестве ключевых элементов Евразийских технологических платформ, выполняя функции инжиниринговой и маркетинговой «доводки» кооперационных проектов. Инновационное сотрудничество с задействованием потенциала технопарков может стать предметом межгосударственных программ и проектов в ЕАЭС. Право (в определенной мере даже обязанность) формировать их было установлено еще в 2012?г., однако до сих пор не подготовлена соответствующая правовая база.
Белорусские технопарки охватывают множество проектов, практически не связанных между собой ни производственными, ни целевыми аспектами. В таких условиях это не более чем комплекс зданий и сооружений, в рамках которых не в полной мере формируется творческая среда, благоприятная для коллективного научно-технического творчества и способствующая генерированию идей. Общие сведения о специализации белорусских технопарков представлены в табл. 2.
Для развития технопарков Беларуси в рамках интеграционного пространства ЕАЭС перспективно создание структур, объединяющих резидентов, специализирующихся в одних и тех же или смежных областях, и хозяйствующих субъектов реального сектора, функционирующих в конкретном межрегиональном пространстве. Это позволит учесть различия стартовых условий, расширит возможности использования особенностей конкретной среды при реализации инновационных проектов.
Немаловажным фактором повышения эффективности инновационной деятельности резидентов технопарков является возможность получения ими, кроме определенных льгот и преференций, необходимого и достаточного комплекса сопутствующих услуг, способствующих успешной коммерциализации их разработок.
Для сравнения мы проанализировали информацию о технопарках Москвы (табл. 3). Внутри абсолютного большинства из них создана многофункциональная инфраструктура: коворкинги, центры коллективного пользования оборудованием (соответствующие основному направлению деятельности), конференц-залы, специализированные таможенные посты для экспортно-импортных операций, бизнес-инкубаторы, центры прототипирования, логистические и инжиниринговые, молодежного инновационного творчества, сертификации. То есть инфраструктурные возможности в целом охватывают ключевые аспекты профессиональных потребностей резидентов технопарка, а комфортные условия сопровождают систему производства и организацию работы сотрудников.
Оценивая инфраструктуру белорусских технопарков, можно отметить, что перечень предоставляемых резидентам услуг узок и однообразен; в основном это консалтинг, аренда помещений, информационно-коммуникационное обслуживание (табл. 4). Научно-технологический парк БНТУ «Политехник» и Технологический парк «Могилев» на общем фоне выглядят несколько лучше, что обусловлено, по нашему мнению, длительной практикой их функционирования.
Смысл структуры технопарков заключается в том, чтобы за счет высокой концентрации на своей территории значительных интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов сформировать уникальную среду для интенсификации инновационных процессов, создания и продвижения на рынок новых товаров и технологий. Общие цели межгосударственного сотрудничества и корреляция технопарков с промышленной специализацией конкретных регионов открывают широкие перспективы кооперации, которые способны заметно улучшить эффективность бизнеса стран-партнеров и придать новый импульс его развитию. При этом необходимо повысить статус технопарков и инновационных кластеров и перевести их из национального в международный формат. Предприниматели должны реально ощущать преимущество ведения дел на объединенном рынке. А это требует выработки единой позиции по ряду аспектов национальных законодательств в контексте принятия решений по снятию барьеров, затрудняющих сотрудничество.
Стимулировать инновационную деятельность в рамках интеграционного объединения может трансграничная региональная кластеризация экономики. Технопарк в данном случае становится не просто одним из субъектов инфраструктуры, а потенциальным ядром инновационного кластера конкретного региона. Это возможно при условии выполнения следующих требований:
он должен строиться с учетом стратегических приоритетов деятельности и модели функционирования в зависимости от конкретных средовых условий и возможностей территориально-производственного расположения;
представлять собой зону разработки и коммерциализации новых продуктов, услуг, технологий;
учитывать влияние своей работы на социальное и экономическое развитие региона;
обладать достаточным потенциалом для обеспечения синергетического эффекта от взаимодействия своих резидентов;
обеспечивать повышение эффективности использования существующих в кластере знаний и формирование сетей сотрудничества как внутри своей системы, так и с представителями реального сектора экономики.
Технопарк способен продемонстрировать максимальный эффект, только если будет обеспечена достаточная «поглощающая способность» для создаваемой в нем новой продукции. В связи с этим важнейшим условием повышения результативности деятельности технопарков в интеграционном пространстве считаем наличие скоординированной промышленной политики стран-участников ЕАЭС, предусматривающей:
выполнение совместных программ развития приоритетных видов экономической деятельности для промышленного сотрудничества и взаимное информирование о своих перспективных планах;
совершенствование технологических и информационных ресурсов;
реализацию совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с целью стимулирования высокотехнологичных производств, а также инфраструктурных проектов, направленных на углубление научно-технической и промышленной кооперации субъектов хозяйствования государств?– членов ЕАЭС;
утверждение перечня инновационных продуктов и технологий, значимых с точки зрения межнациональной безопасности.
Это позволит сконцентрировать усилия на самых важных и эффективных для взаимодействия отраслях и обеспечить их целенаправленную поддержку.
Главная ставка в повышении инновационной отдачи белорусских технопарков делается на их активное участие в реализации межгосударственной промышленной политики и создании новых кооперационных цепочек, обеспечивающих безопасность в рамках интеграции, в налаживании выпуска востребованной на мировых рынках наукоемкой продукции и технологий. Данный механизм направлен на стимулирование потенциала малых и средних инновационных структур через кооперацию и субконтрактацию, оптимизацию производственных процессов. Это позволит странам?– партнерам по ЕАЭС наиболее рационально использовать свои ресурсы и возможности, выстроить организационную систему производств и загрузить их мощности. Широкое сотрудничество технопарков, научно-исследовательских и опытно-конструкторских объединений с ключевыми предприятиями промышленного комплекса будет способствовать налаживанию гибких сетевых взаимосвязей и их расширению, а также обеспечит поступательное развитие высокотехнологичных производств. Это, на наш взгляд, является значимым фактором обеспечения национальной экономической безопасности в рамках межгосударственной кооперации, чего невозможно достичь в полной мере в отдельно взятой стране.
Статья поступила в редакцию 29.11.2016?г.
SUMMARY
The article presents the assessment of the current structure and the main results of the activities of the Belarusian industrial parks and promising directions to improve their functioning in the conditions of realization of Eurasian Integration.
ЛИТЕРАТУРА
1. Калашников?К.?Л.?Методы и средства поддержки инновационного предпринимательства // Креативная экономика. 2010. №?3(39). С. 44–48.
2. Тригубович?Л.?Г.?Влияние интеграционных процессов в экономике Беларуси на инновационную деятельность // Экономическая теория в XXI веке: поиск эффективных механизмов хозяйствования: материалы II?Междунар. науч.?- практ. конф., Полоцк, 20–21 окт. 2016?г.; в 2 ч. Ч. 2. С. 201–207.
3. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2015?г. и за период 2011–2015?гг.: аналитический доклад.?– Мн., 2015.
4. Технопарк или бизнес-инкубатор для сдачи офисов в аренду? // http://bit.samag.ru/
5. Промышленная политика ЕАЭС: от создания к первым результатам.?– М., 2015. //www.eurasiancommission.org.
6. Технопарки города Москвы: Навигатор по инновационной столице.?– М., 2016.