Имитационное моделирование диффузии инновационного продукта

Станислав Барановский,
завкафедрой экономичес­кой теории и маркетинга инженерно-экономического факультета БГТУ, доктор экономичес­ких наук; профессор; etim@belstu.by

Алла Пузыревская,
старший преподаватель кафедры экономической теории и маркетинга инженерно-экономического факультета БГТУ;
alla_p@tut.by

Имитационное моделирование диффузии инновационного продукта.pdf

Аннотация. Проанализирована математическая модель диффузии инноваций Ф. Басса, разработанная им на основе эпидемиологической модели Э. Роджерса. На примере тротуарных плит ОАО «Минскжелезобетон» описана методика имитационного моделирования расширения продаж продукта в динамике. Показано, что она позволяет предприятию прогнозировать диффузию ассортимента при внешних изменениях, планировать рекламный бюджет и цены, а также определять, когда выгодно выпускать на рынок новый товар.

Ключевые слова: диффузия инноваций, модель Ф. Басса, имитационное моделирование, механизм диффузии, покупатель, потребитель.

Для цитирования: Барановский С., Пузыревская А. Имитационное моделирование диффузии инновационного продукта // Наука и инновации. 2019. №8. С.38–42.

Summary: Analyzed the mathematical model of diffusion of innovation of F. Bass, he developed on the basis of the epidemiological model of E. Rogers. Using the example of paving slabs of Minskzhelezobeton, JSC, a simulation technique was described (using the AnyLogic program) to expand the sales of a product over time. It is shown that it allows the enterprise to predict the diffusion of the product range in dynamics, plan the advertising budget and prices, as well as determine when it is profitable to release a new product to the market.

Keywords: diffusion of innovations, model of F. Bass, simulation modeling, diffusion mechanism, customer, consumer.

https://doi.org/10.29235/1818-9857-2019-8-38-42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Инновационный менеджмент. Многоуровневые концепции, стратегии и механизмы инновационного развития / под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. – М., 2006.
Montanari A., Saberi A. The spread of innovations in social networks // Proceedings of the National Academy of Science (PNAS). 2010. N107 (47). P. 20196–20201.
Староверов О. В. Отдельные модели экономической социологии. – М., 2006.
Забродская К. А., Ткалич Т. А. Моделирование диффузии инноваций с учетом факторов рыночного спроса // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2009. №6. С. 51–58.
Bass F. M. A New Product Growth Model For Consumer Durables // Management Science. 1969. Vol. 15. P. 215–227.
Барановский С., Пузыревская А. Теория моделирования диффузии инноваций // Наука и инновации. 2018. №10. С. 31–35.