Стратегия антикризисных действий в научно-инновационной сфере

Современный финансово-экономический кризис носит структурный характер, то есть предполагает серьезную перестройку мировой экономики и ее технологической базы. Пока трудно сказать, какие изменения последуют, однако результатом явно будет перераспределение их в отраслевом и региональном отношениях. В этой связи многие страны, выбравшие парадигмой своего развития конкурентоспособность и технологическую модернизацию, считают, что кризис — не время для свертывания инвестиций в науку и инновации.
В то же время экономика, основанная на знаниях, требует трансформирования в научных исследованиях и повышения их интенсивности в сфере высоких технологий. Так, Европейский план по восстановлению экономики, принятый в ноябре 2008 г., призывает правитель¬ства государств — членов ЕС расширить налоговую и грантовую поддержку инноваторов, а также увеличить расходы на науку и образование. Сегодня в мире удельный вес шестого технологического уклада (нанотехнологии, генная инженерия, телекоммуникации и т.п.) является незначительным. Специалисты предполагают, что качественный скачок произойдет после структурной перестройки ведущих экономик и перехода этого уклада к фазе роста. Такой момент наступит, по их мнению, в середине следующего десятилетия.
К сожалению, в большинстве постсоциалистических стран в докризисный период не произошел сдвиг в сторону замещения четвертого технологического уклада пятым (информационные технологии, электроника и др.), сопровождающийся значительным инновационным бумом. Таким образом, структурная трансформация их экономик в кризисное время должна одновременно решать две задачи: активно развивать производства пятого технологического уклада и создавать предпосылки для формирования шестого.
Ниже приводятся главные направления и примеры антикризисных действий государств в научно-инновационной сфере, ориентированные на рост интеллектуального ресурса, необходимого для технологического переоснащения национальных экономик.
Централизация ресурсов и направление их на решение важнейших задач
К примеру, во Франции создан стратегический инвестиционный фонд для оздоровления реального сектора экономики общей стоимостью 175 млрд евро (на развитие в течение ближайших трех лет экологически чистых и прогрессивных цифровых технологий, образования, научных исследований).
Правительство Финляндии разработало пакет мер по оживлению экономики страны, предполагая инвестировать свыше 400 млн евро в строительство, образование, инновации и разработку новых видов продукции. По его оценкам, в результате принятых мер будет создано примерно 25 тыс. новых рабочих мест.
Определение «точек роста», опора на которые даст максимальный эффект
Так, в Казахстане принят план действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009—2010 гг. — сокращенно его называют «Пять больших дел». На его осуществление направляется 10 млрд долл. из Национального фонда. «Пятым большим делом» (наряду с содействием финансовому, агропромышленному сектору, малому и среднему бизнесу, рынку недвижимости) является реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов. На его претворение в жизнь будет дополнительно выделен 1 млрд долл., а 3 млрд должны принести прямые иностранные инвестиции.
В Китае одобрен трехлетний план поддержки электронной и информационной индустрии. В соответствии с ним правительство планирует стимулировать инновационную деятельность, увеличить финансовые вложения и расширить внедрение информационных технологий в реальный сектор экономики. Инвестиции сконцентрируют на освоении новых интегральных схем, развитии мобильной связи третьего поколения, производства цифровых телевизоров, дисплеев нового типа и создании компьютерных сетей нового поколения. Расходы КНР на исследования и разработки достигнут 2% к ВВП в 2010 г. или немного позже.
Переосмысление и корректировка национальных приоритетов и целей
В России предполагается создать и утвердить стратегический план инновационного развития страны до 2030 г. Его основными составляющими элементами будут 15- и 20-летние программы и проекты (2010—2015 гг. — первый этап, 2016—2020 гг. — второй) по прорывным направлениям шестого технологического уклада — нано-, био- и информационно-коммуникационным технологиям и новым материалам. Бюджет каждой из них будет составлять 19—23 млрд долл.
В противовес ухудшающейся экономике с агрессивными расходами и налоговыми льготами центром плана национального оздоровления экономики США стал проект «научного строительства». Цель — сформировать основу так называемой новой экономики. На его реализацию направлено более 100 млрд долл. из первых планируемых 700 млрд.
Разумная экономия, адресное, приносящее реальную отдачу финансирование
В рамках Плана стимулирования американской экономики на исследования и разработку передовых технологий выделен 21 млрд долл. Из них 3 млрд — Национальному научному фонду США, имеющему годовой бюджет в 6 млрд. Увеличение этой суммы на 50% позволит данной структуре профинансировать гораздо большее число высокорискованных программ. При этом 2 млрд будут потрачены на исследовательские гранты, 100 млн — на образовательные, 900 млн — на инфраструктурные проекты, включая 200 млн — на поддержание работы дорогостоящего научного оборудования.
По разным оценкам, объем производства продукции нанотехнологий в России составляет от 5 до 8 млрд руб. По мнению руководства РОСНАНО, на этот момент главным достижением можно считать создание механизма отбора проектов для последующей реализации. При этом из поступивших 917 заявок утверждено лишь 10, что объясняется высоким уровнем требований.
В связи с кризисом бюджетное финансирование Национальной академии наук Украины было уменьшено в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 11%. В условиях кризиса Президиум академии первоочередной задачей считает своевременную выдачу заработной платы и стипендий аспирантам и докторантам, расчеты за тепло- и электроэнергию, газ, воду и связь. Наибольшее сокращение — на 34% — коснулось бюджетных программ. Введен мораторий на обращение как в саму академию, так и в органы исполнительной власти Украины по вопросам увеличения финансирования за счет общего фонда госбюджета.
Поддержка развития малого и среднего инновационного предпринимательства
Один из главных выводов Европейского отчета за 2008 г. «Наука, технология и конкурентоспособность» — в том, что экономика, основанная на знаниях, требует структурных изменений в исследованиях и повышения интенсивности высокотехнологичных НИОКР. Отсюда — предложение о необходимости быстрого развития инфраструктуры малых и средних предприятий, ориентированных на рынок наукоемкой продукции.
В России инициирована подготовка закона «О государственной инновационной политике», где предполагается разрешить государственным вузам и НИИ учреждать собственные малые инновационные предприятия, вкладывая в их уставной капитал свою интеллектуальную собственность. По мнению министра образования и науки Российской Федерации, такой закон жизненно необходим, а его принятие может стать одной из антикризисных мер, позволяющих создать новые рабочие места, дополнительную мотивацию для ученых заниматься не только академическими исследованиями, но и идти в бизнес.
Стимулирование притока молодежи и закрепления кадров высшей квалификации
Минобрнауки РФ с 2009 г. ведет ежемесячный мониторинг перспектив трудоустройства вузовских выпускников. В прошлом году дополнительные бесплатные места в отечественных учреждениях получили аспиранты и магистры, а 1,5 тыс. лучших россий-ских студентов направлены на учебу в магистратуру и стажировку в ведущие университеты Европы и США. В стране действует Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 гг.». Ее главными фигурантами на конкурсной основе выступают ведущие научные школы и научно-образовательные центры. Предполагалось, что количество аспирантов возрастет с 17,3 тыс. в 2008 г. до 19,2 тыс. человек.
В 2009 г. активизируются и региональные механизмы поддержки науки и образования. Так, вышло постановление правительства Пермского края, в соответствии с которым доктора наук в возрасте до 65 лет, работающие в государственных вузах региона, будут получать каждый месяц надбавку в размере 30 тыс. руб. В Республике Молдова в 4 раза увеличены стипендии аспирантов. При Академии наук Молдовы создан лицей для одаренной молодежи.
Активизация международного научно-инновационного сотрудничества, включая взаимодействие с национальными научными диаспорами
Инициировано присоединение России к 7-й Рамочной программе научного и технологического развития Евросоюза в качестве одного из ассоциированных членов. В формате стартовавшей в ЕС другой Рамочной программы, направленной на повышение конкурентоспособности и инноваций, — CIP — рассмотрена заявка российского консорциума, созданного Союзом инновационно-технологических центров России, Российской сетью трансфера технологий и Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса по его участию в подпрограмме СIP по формированию новой интегрированной инфраструктуры — Европейской сети поддержки предпринимательства (EEN). С ее помощью клиенты имеют возможность простого децентрализованного доступа к услугам по формированию, бизнес-кооперации и интернационализации (модуль А); по трансферу технологий и инновациям (модуль В); по поддержке участия в 7-й РП (модуль С). При этом ранее существовавшая сеть национальных контактных точек рамочных программ ЕС по научному и технологическому развитию продолжает свою деятельность в кооперации с новыми центрами EEN.
В Российской Федерации началась кампания по привлечению в страну ученых, уехавших работать за границу. Мероприятие «Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей» включено в Федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Предполагается привлечение вузами, научными организациями, научно-образовательными центрами представителей российской научной диаспоры для руководства научными коллективами, а также для проведения в России научных семинаров.
Вообще, стремление хотя бы на время вернуть преуспевших в науке соотечественников характерно для многих стран мира. В Германии, Франции, Финляндии, Испании уже действуют соответствующие программы. Специальные программы по привлечению представителей национальных научных диаспор из Америки разрабатываются и финансируются правительствами Индии, Китая, Израиля, Кореи, несмотря на то что возвращающимся приходится платить огромные по местным меркам деньги.
В условиях финансово-экономического кризиса намечается некоторое сокращение затрат на научно-технологический сектор практически во всех странах. Но инновационный потенциал государств-лидеров вследствие принимаемых там более активных мер его поддержки пострадает от кризиса в гораздо меньшей мере, чем в развивающихся регионах. В этой связи необходимо констатировать, что бюджетные ассигнования на науку в Беларуси были снижены в 2009 г. на 14,8% по отношению к первоначально намеченным. При этом следует отметить, что такое сокращение ресурсов крайне нежелательно, поскольку уровень расходов на науку в последние годы существенно отставал от намечавшихся параметров. Его, согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг., намечено в этом году довести до 1,2—11,4% по отношению к ВВП, однако в 2008 г. этот показатель составил всего лишь 0,75%. В условиях ограниченности средств на проведение научных исследований представляется чрезвычайно важным определить долгосрочные посткризисные приоритеты развития экономики и инновационной сферы, создать объективные механизмы отбора таких приоритетов.