Наука в дидактике Белорусско-Российского университета

Важнейшими центрами инновационной активности в регионах по определению являются университеты. Именно они в последнее десятилетие стали наиболее продуктивными субъектами инновационной деятельности, теми точками роста, в которых идея способна трансформироваться в разработку, новую технологию и стать востребованным продуктом. О том, как элементы такой цепочки ценностей формируются в крупнейшем региональном научно-образовательном центре республики — Белорусско-Российском университете, рассказывает ректор вуза доктор технических наук, профессор Игорь САЗОНОВ.

— Игорь Сергеевич, главным звеном в повышении конкурентоспособности знаний по праву считается образование. И прежде чем начать разговор о научной составляющей работы БРУ, давайте остановимся на основных новациях образовательного процесса в вузе, поскольку от его эффективности во многом зависит квалификация и профессионализм будущего специалиста.
— Инновационные преобразования, которые происходят в экономике страны, затронули и отечественную высшую школу. Прежде всего, это изменение качества образовательной среды, внедрение новых исследовательских методик, основанных на идеях непрерывного, опережающего, открытого обучения, системное применение информационных технологий, ресурсов Интернета, электронных учебно-методических комплексов, которые мы активно вовлекаем в практику вуза. В своей работе университет использует передовые образовательные технологии как Республики Беларусь, так и Российской Федерации. Среди них элементы дистанционного обучения, модульно-рейтинговая система контроля текущей успеваемости; онлайн-тестирование студентов, обучающихся по российским программам. Создан учебный портал по специальностям «Приборы и методы контроля качества и диагностики», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Автоматизированные электроприводы». В рамках целевой Программы поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств открыты Центр дистанционного обучения на 16 рабочих мест со всем необходимым техническим и программно-методическим обеспечением, электронная библиотека, лингафонный кабинет.
— Cамо собой разумеется, что техническое перевооружение университета не может не сказываться и на содержании учебных планов…
— Безусловно, они тоже претерпевают изменения. В них добавлены дисциплины, максимально отвечающие современным потребностям реального сектора экономики: «Специальные научные исследования и инновации», «Управление качеством», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Основы управления интеллектуальной собственностью» и ряд других, которые закладывают базу для дальнейшего развития будущих специалистов. Чтобы теснее привязать их к профессии, мы ввели в практику подготовки экономистов-менеджеров по специальностям «Экономика и управление на предприятии», «Экономика и управление на предприятии машиностроения» и «Приборы и методы контроля качества и диагностики» так называемое сквозное проектирование. Суть метода заключается в том, что в процессе изучения различных дисциплин единым является объект выполнения курсового проектирования, что позволяет решать конкретные задачи. Это не какие-то надуманные и впоследствии никем не востребованные проекты, а специальные разработки, нацеленные на повышение эффективности одной из сторон деятельности предприятия. Используем также компетентностный формат государственного итогового комплексного междисциплинарного экзамена по специальности «Приборы и методы контроля качества и диагностики» и «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование». Содержание такого экзамена формируется с учетом профессиональных требований к выпускнику, чтобы оценить качество разрешения студентом типовых проблем хозяйственной практики. Он должен продемонстрировать соответствующие умения и навыки в условиях, приближенных к реальным.
— Такая готовность будущих специалистов творчески реализовывать полученные знания в большой степени зависит от степени их привлечения к научной работе. Какова стратегия вуза в данном направлении?
— Важность занятий наукой трудно переоценить — приобщаясь со студенческой скамьи к исследованиям, молодежь овладевает методологией научного поиска, приобретает опыт, учится разрабатывать и продвигать новые технологии. Курирует эти вопросы научно-исследовательский сектор БРУ. В его компетенции — проведение всех НИР, методическая помощь, финансовое и бухгалтерское сопровождение заключаемых договоров. Ну а движущей силой процесса являются, конечно же, преподаватели, которые сами активно занимаются научными изысканиями и могут по-настоящему увлечь своих подопечных, заразить энтузиазмом, верой в перспективность разработки. Пополнять ряды будущих научных сотрудников помогают и определенные мероприятия, получившие прописку в нашем вузе. Так, например, в прошлом году мы подготовили материалы, где ученые университета в доступной форме изложили направления научных исследований. Информация была раздана во все студенческие группы и размещена в вузовской сети Интернет. Студентам предложили ознакомиться с перечнем работ и при выборе заинтересовавшей темы обращаться к преподавателю, который выступил ее инициатором. Вскоре появились первые отклики, и в итоге число тех, кто захотел приобщиться к науке, значительно возросло. И еще одно правило, введенное в нашем университете: к темам, финансируемым из госбюджета, привлекаем как минимум одного студента и аспиранта. Не оставляем в стороне и стимулирование научных результатов молодых ученых. В вузе создана система материального поощрения наиболее активных исследователей, чьи разработки внедряются в реальный сектор экономики. Регулярно проводим конкурсы научных работ, победителей премируем и в деканатах, и на уровне университета. Наи¬более талантливым открыта дорога в магистратуру, а затем в аспирантуру. Введено в действие Положение о лучшем молодом ученом БРУ. Наши усилия в этом направлении увенчались неплохими результатами: в прошлом году свыше 900 студентов приняли участие в научно-исследовательской работе, из них на условиях оплаты работали 110 человек.
— Эффективность деятельности высших учебных заведений благодаря целенаправленному формированию НИС в стране во многом повысилась. Более скоординированным стало взаимодействие вузов с предприятиями по заключению соглашений и договоров. Вписывается ли научно-техническое творчество Белорусско-Российского университета в актуальные запросы производства?
— Мы выполняем в первую очередь те работы, в которых заинтересованы субъекты хозяйствования. Тематика НИР, финансируемых из госбюджета по различным программам, определяется согласно Перечню приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь. Значительное влияние на тематику изысканий оказывает также специфика научных школ, сформировавшихся в университете. Их результатом становится по-настоящему инновационная продукция. Так, под нашим с доктором технических наук, профессором Валерием Кимом руководством создается антиблокировочная система транспортных средств, в которой используется совершенно новый способ управления торможением автомобилей. На основе теоретических исследований сформулирована концепция систем активной безопасности, принципиально отличающаяся от существующих нынче теорий. Разработан способ управления движением машин. Его новизна подтверждена патентами Республики Беларусь и Российской Федерации. Международным патентным ведомством установлен приоритет изобретения в странах Европы, Канаде, США, Японии и Южной Корее. Наши АБС отличаются эффективностью и дешевизной по сравнению с мировыми аналогами.
Доктор технических наук, профессор Владимир Тарасик — идейный вдохновитель работ по созданию мехатронных систем для автоматического управления и диагностирования энергетических режимов транспортных средств, а также мониторинга и диспетчеризации автопарка. Такие электронные системы применяются в большегрузных карьерных автомобилях-самосвалах, гусеничных машинах специального назначения, городских автобусах, строительной и дорожной технике. Их внедрение существенно повышает показатели эффективности мобильных агрегатов: увеличиваются средняя скорость их движения и производительность, уменьшается расход топлива, повышается экономичность, улучшаются условия труда оператора, облегчается управление. Кроме того, накапливается информация о техническом состоянии объекта, благодаря которой можно планировать его обслуживание и ремонт, контролировать выполнение технологических процессов.
Предмет нашей особой гордости — композитные несущие элементы строительных конструкций — КНЭСК. Данная работа ведется под руководством Игоря Кузменко с 1997 г. совместно с Московским государственным университетом путей сообщения и РУП «Мостострой». Тогда же конструкция была запатентована Белорусско-Российским университетом и получила также российский патент. КНЭСК — это стальной сварной каркас, заполненный бетоном, жесткость которого позволяет в ряде случаев отказаться от использования опалубки и дополнительных временных подпорок, что существенно снижает стоимость строительства. Результаты работы внедрены при возведении путепровода 1-го транспортного кольца от ул. Дрозда до
ул. Харьковской на пересечении с железнодорожными путями «Минск-Северный». Экономический эффект использования конструкции — около 10 тыс. долл. на 100 м путепровода для каждой полосы движения.
— Известно, что многие университеты с мировым именем стали прародителями инновационных предприятий, которые в свою очередь положили начало новым наукоемким отраслям промышленности. Есть ли в БРУ предпосылки для появления подобных высокотехнологичных производств?
— У нас создано три малотоннажных предприятия, которые вполне способны выпускать продукцию новых технологических укладов. К примеру, в состав научно-технической лаборатории волоконно-оптической диагностики, руководит которой кандидат технических наук, доцент Василий Усик, входит единственное в Беларуси производство современной эндоскопической техники. Коллектив успешно решает проблемы совершенствования средств диагностики труднодоступных мест. По этой тематике за последние 5 лет выполнено более 50 НИОКР на довольно внушительную сумму — 900 млн руб. Разработки весьма рентабельные и востребованы промышленностью. Они внедрены практически на всех белорусских ТЭЦ, в службах безопасности и охраны страны, лабораториях технической диагностики и неразрушающего контроля, нефтегазоперерабатывающих и нефтегазоперекачивающих предприятиях и т.д. Помимо отечественного рынка специализированные средства диагностики поставляются на предприятия России и стран ЕС.
Под руководством доктора технических наук, профессора Федора Ловшенко создано малотоннажное наукоемкое предприятие по выпуску импортозамещающих электротехнических изделий. В его основе лежат наши фундаментальные наработки — теория и технология получения наноструктурных металлических материалов с особыми свойствами, которые в 1,5—3 раза превосходят по стойкости стандартные. Это производство способно полностью обеспечить потребности республики в электродах контактной сварки, токоподводящих наконечниках, соплах и прочих изделиях. Мы поставляем их на МАЗ, Белкоммунмаш, Могилевлифтмаш, ОАО «Мотовело», Гродненский завод автоагрегатов, Лидаагропроммаш, Гродненский металлургический и Брестский машиностроительный заводы. Выпущено более миллиона деталей из новых материалов. За последние 3 года заключено договоров на сумму около 300 млн руб. Так что, я думаю, университету при создании определенных условий по плечу стать родоначальником новой наукоемкой отрасли.
— Игорь Сергеевич, одно из таких условий — взаимодействие с другими вузами, НИИ и промышленными предприятиями. Каким образом выстраиваются связи между Белорусско-Российским университетом и означенными организациями?
— Тесное сотрудничество и совместные разработки с научными и учреждениями образования и предприятиями увенчались созданием учебно-научно-производственных объединений. Их основная цель — повышение качества подготовки специалистов, совместное проведение НИР и, конечно же, внедрение их результатов в практику. В последнее время заключены и действуют 8 договоров об учебно-научно-производственных объединениях с ведущими предприятиями региона, среди которых РУП «Могилевлифтмаш», ОАО «Могилевгражданпроект», Институт «Могилевсельстройпроект», Завод сборного железобетона №1 и др. По договорам с ними за прошлый год выполнено 138 научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и оказано услуг на сумму свыше 3 млрд руб., в том числе около полумиллиарда в Центре сертификации и испытаний.
— Кроме пополнения внебюджетных фондов за счет совместных проектов, какие бонусы сулит университету подобное взаимодействие?
— Благодаря ему у вуза появился ряд дополнительных возможностей, чтобы регулярно уточнять структуру профессий и специальностей, объем требуемых кадров, учитывать запросы работодателей к содержанию стандартов профобразования, учебных планов и программ за счет их совместной подготовки. Проще стало организовывать практику студентов, предоставлять им возможность работать на современном оборудовании, а преподавателям — систематически стажироваться, знакомить их с технологическими новинками, совершенствовать целевую подготовку специалистов под конкретный заказ. Повысилась также возможность трудоустройства выпускников. Так что создание триады «наука — образование — производство» обеспечивает динамику основных компонентов педагогической системы и позволяет в рамках учебного процесса адаптировать теоретическую и профессиональную подготовку будущих специалистов к перспективным направлениям инновационного развития.
— Как известно, сами по себе знания в экономику не трансформируются, их «перемещают» определенные элементы инновационной инфраструктуры. Есть ли такие в стенах вуза?
— У нас создан Центр трансфера технологий, работает штатный маркетолог. В функции структуры входит сбор сведений о наиболее перспективных разработках ученых университета, представление их на информационно-маркетинговом узле Министерства образования Республики Беларусь для продвижения товаров, услуг и содей¬-
ствия совершению сделок между покупателем и продавцом. Кроме того, центр занимается рекламным продвижением наших научных продуктов на других интернет-площадках, международных выставках, форумах, конференциях.
— Активная инновационная работа напрямую связана с объектами ин-
теллектуальной собственности —
стимулирующими факторами развития прикладных исследований с ориентацией на конечный коммерческий продукт. Какова политика университета в этой области?
— На мой взгляд, учреждениям образования принадлежит основополагающая роль в создании новой продукции. По-
этому наши усилия направлены на воспитание и поддержание правовой культуры в сфере охраны интеллектуальной собственности и авторского права.
С этой целью образован патентно-информационный отдел, который курирует вопросы защиты объектов промышленной собственности и информационного сопровождения научных исследований. Проводим соответствующую работу со студентами, аспирантами, сотрудниками. Созданные объекты регистрируем в Национальном центре интеллектуальной собственности, осуществляем патентование за рубежом. Университет ежегодно подает около 60 заявок на изобретения и полезные модели. Молодые ученые заинтересованы в получении патентов на изобретения — это позволяет им подтвердить научную новизну своих диссертационных исследований. Сейчас сотрудники университета все больший интерес проявляют к заключению лицензионных договоров на продажу ноу-хау. Два таких договора университетом уже подписаны, готовятся еще три. По одному из них, касающемуся композитных несущих элементов строительных конструкций — КНЭСК, авторы получили солидный авторский гонорар. Наиболее активных изобретателей мы регулярно премируем, материально поощряем сотрудников за публикации в журналах, включенных в перечень ВАК Республики Беларусь и Российской Федерации и в зарубежных. Но говорить о положительной амплитуде развития интеллектуальной собственности пока не приходится. Проблема состоит в том, что большинство предприятий не осознали в полной мере необходимость приобретения лицензий и патентов. Однако, надеюсь, к этому неизбежному процессу мы, как и все международное сообщество, рано или поздно вынуждены будем присоединиться.
— Мировая наработка, которая уже давно зарекомендовала себя на образовательном поле западных стран и постепенно приживается у нас, — система менеджмента качества. Введена ли она в университете и какие преимущества привнесла в деятельность вуза?
— Белорусско-Российский университет в прошлом году сертифицировал систему менеджмента качества по ИСО 9001:2008. Это позволило повысить результативность учебной, учебно-методической, научно-воспитательной и инновационной работы. Сегодня в БРУ закончены работы по расширению области сертификации СМК на колледж и лицей при университете. Также вузом был получен сертификат качества международной сети сертификации IQNet. Один из принципов системы менеджмента качества, внедренной в вузе, — ориентация на потребителя. С целью понять их требования и превзойти ожидания группой Центра менеджмента качества и инноваций было проведено социологическое исследование и проанализированы мнения выпускников могилевских школ, а также родителей, касающиеся мотивации выбора вуза, специальности, их оценки престижа БРУ. В результате было выяснено, что Белорусско-Российский университет наиболее привлекателен для абитуриентов города — в наш вуз собирается поступать каждый третий из числа опрошенных выпускников. Хочу отметить ключевую роль в данном процессе наших сотрудников. Активно участвуя в научных исследованиях, они систематически пополняют учебный процесс новейшими достижениями науки и практики, тем самым придавая университету импульс для инновационного развития.