Думай и делай!

Журнал «Наука и инновации» и УП «Новые идеи» при поддержке Президиума НАН Беларуси провели II инновационный марафон «Интеллектуальный капитал». Слово «марафон» в названии точно отражает насыщенность мероприятия событиями. В его рамках состоялись конференция «Инвенции. Инновации. Инвестиции» (ТРИИН-2010), республиканский конкурс «Техносфера», Республиканский лично-командный турнир «Планета Креатив», акция для молодых «Молодежный формат: Start’n’Up», круглый стол по проблемам инновационного предприниматель¬ства, семинар по вопросам использования объектов промышленной собственности, открытые демонстрационный и дегустационный салоны и многое другое.
Способность человека или предприятия усваивать, генерировать и практически реализовывать новые знания и идеи, оперативно конвертировать их в производственный опыт сегодня становится обязательным фактором успеха. Что можно сделать, чтобы эта способность развивалась? В первую очередь нужно дать ей возможность ярко проявиться. Тогда реальные дела становятся ступеньками для интеллектуального роста и повышения материального благополучия. Одновременно огромное значение имеет обмен опытом, поскольку он позволяет двигаться к цели намного быстрее. Проявить себя, поделиться опытом с другими и получить полезные знания — все это в ходе II инновационного марафона «Интеллектуальный капитал» смогли сделать более трехсот его участников.
Базовое мероприятие марафона — международная научно-практическая конференция «Инвенции. Инновации. Инвестиции». Три слагаемых, прописанных в ее названии, стали темами соответствующих трех дней заинтересованного общения, а объединила их общая цель — демонстрация положительного опыта использования интеллектуального капитала предприятий для решения актуальных задач.
Практически-ориентированный тон разговору с самого начала задали экспонаты разместившегося в конференц-зале демонстрационного салона. «На стендах вы видите достижения предприятий Беларуси — новации 2009 г. Несмотря на то что из-за мирового экономического кризиса год выдался непростым, удачных новшеств много. Предприятия активно осваивают производство новых товаров и услуг, — пояснила аудитории координатор мероприятий конференции и основной организатор, главный редактор журнала «Наука и инновации» Жанна Комарова. — Инновационному развитию в Беларуси уделяется много внимания, но зачастую каждый из участников процесса «варится в собственном соку», опыт успешных организаций популяризируется недостаточно. К сожалению, широкая общественность об освоении отечественными компаниями выпуска новинок знает мало. Этот пробел призван восполнить конкурс «Техносфера». Он поддерживает наши предприятия в движении вперед, дает им стимул, помогает ознакомить потребителей с новейшими продуктами. В демонстрационном салоне они имеют возможность вживую увидеть передовые достижения, прикоснуться к ним».
ОАО «Березастройматериалы» продемонстрировало участникам ТРИИН-2010 свыше 15 образцов керамической плитки для внутренней облицовки из числа разработанных на предприятии 48 коллекций. Новые технологии, широкая цветовая гамма, интересные дизайнерские решения, как пояснили представители компании, позволили не только сделать продукцию дешевле, но и одновременно обеспечили ей высокое качество.
Особо стоит отметить лекарственный препарат «Эмоксипин», созданный группой специалистов РУП «Белмедпрепараты». Он обладает широким спектром фармакологической активности и является стресс-протекторным, противосудорожным и анксиолитическим средством, применимым в неврологии, нейрохирургии, кардиологии, хирургии и офтальмологии. Новация имеет патентную защиту и уже экспортируется в Таджикистан, Россию, Армению, Монголию, на Украину и в другие страны. За эту разработку РУП «Белмедпрепараты» на конкурсе «Тех¬носфера» было удостоено 1-го места в номинации «Лучшая новация года».
Радошковичский керамический завод на демонстрационном салоне выставил свой новый поризованный пустотелый блок, который по сравнению с типовыми образцами в 2 раза лучше сохраняет тепло, сокращает расходы раствора в 3—5 раз, уменьшает нагрузку на фундамент, позволяет использовать более простой тип кладки и тем самым упрощает и ускоряет строительство.
УП «Унитехпром БГУ» представило диагностический аппарат, благодаря которому можно оперативно определить показатели работы легких человека. ОАО «Витязь» продемонстрировало свою новацию — цифровой телевизор нового поколения «Витязь 32LCD 831-4DP/FTA», запущенный в производство в 4-м квартале 2009 г. Даже просто перечислить в одной статье все уникальные изделия, освоенные белорусскими предприятиями и достойные соревноваться в конкурсе на титул «Лучшая новация года», сложно. Между тем каждое из них является концентрацией мысли и результатом напряженного труда коллективов разработчиков и достойно отдельного подробного рассказа о себе.
Экспонаты демонстрационного салона подталкивали докладчиков к конкретике. Сосредоточиться на практике, а не теории призывали и организаторы мероприятия. В своем вступительном слове первый заместитель Председателя Президиума НАН Беларуси Петр Витязь обозначил стратегию проведения научных исследований на период до 2015 г., направленную на инновационное развитие Беларуси, создание продукции, конкурентоспособной на международных рынках. В частности, среди приоритетных целей науки: разработка и производство материалов, обеспечивающих повышение прочности узлов и агрегатов на 20—25%, эксплуатационных характеристик — на 10—30%, увеличение срока службы изделий на 10—15%, импортозамещение — до 50% от потребности по стекломатериалам, биосовместимым, композиционным и полимерным материалам. Безусловно, их внедрение в производство позволит значительно улучшить продукцию отечественных предприятий.
Всего на конференции прозвучало свыше 40 докладов, охвативших весь спектр вопросов, связанных с инновациями и инвестициями в них. Часть из них была представлена на пленарных заседаниях, часть — на панельных мероприятиях, проходивших параллельно.
К примеру, семинар «Объекты промышленной собственности как инструмент торговой политики» позволил участникам подробно обсудить ситуацию с товарными знаками. Увы, этой проблематике в нашей стране пока не уделяется должного внимания. Между тем объекты интеллектуальной собственности — важный нематериальный актив, неотъемлемая составляющая интеллектуального капитала предприятий. От того, какое имя получает продукция, какой образ она имеет в глазах потребителя, во многом зависит ее будущее. Долгое время в Беларуси не существовало традиции устойчивого восприятия товарных знаков, однако ситуация меняется. Соответственно, субъектам хозяйствования необходимо учиться оценивать свои нематериальные активы и привлекать к созданию брендов специалистов. Ведь не секрет, что рядовому сотруднику компании стать «кузнецом» товарного знака сложно. Существует масса нюансов — и в дизайнерских, и в лингвистических решениях, а если речь идет о выходе на зарубежный рынок, то коллизии возникают особенно часто. На конференции прошел своего рода тренинг, сумевший дать ответы на вопросы участников: как регистрировать товарные знаки в Беларуси и за рубежом, когда и как это лучше делать. Причем, кроме темы создания объектов интеллектуальной собственности, разговор затронул и возможности их защиты. Были обсуждены темы пиратства, таможенного и антимонопольного регулирования. Лейтмотив состоявшегося диалога — какими конкретными шагами предприятие может защитить себя от посягательств на свою интеллектуальную собственность? Речь шла о подделке медицинских препаратов, товаров легкой промышленности, пищевой индустрии, а также о других действиях недобросовестных конкурентов. Ведь специалистам хорошо известны факты, когда при экспорте продукции за рубеж страдали интересы «Коммунарки», «Белвара», других белорусских предприятий. Случаи, когда отечественные компании теряют «раскрученную» торговую марку из-за того, что ее регистрируют на свое имя другие лица, не единичны. Сегодня рынок товаров и услуг крайне насыщен, поэтому такие шаги «махинаторов» могут нанести существенный ущерб. Белорусским предприятиям чрезвычайно важно знать все возможные «уязвимые места» и, учитывая уже имеющийся опыт, совместными силами выработать эффективную пошаговую стратегию защиты.
К слову, кроме заинтересованного диалога на тему товарных знаков в рамках интеллектуального марафона прошел также соответствующий конкурс. Победителем в номинации «Лучший товарный знак года» стал Белорусский металлургический завод. Жюри отметило, что у знака БМЗ есть все базовые позиции, необходимые для успешного позиционирования на зарубежных рынках.
Перед нашей страной стоит задача организовать массовое производство конкурентоспособной продукции. Но это невозможно без задействования важного звена, связывающего разработку инноваций и их внедрение, — инвестиций. В знания, как и в любой другой товар, необходимо вкладывать средства. Финансирование требуется и при освоении выпуска новых изделий. Поэтому весь третий день ТРИИН-2010 был посвящен теме инвестиций. Наряду с докладами участникам была предоставлена возможность попрактиковаться в их поиске — авторы 14 проектов получили право представить их потенциальным инвесторам. В итоге один из проектов тут же нашел поддержку. В течение ближайшего времени для его реализации будут выделены необходимые средства. Чем он привлек к себе внимание? Ответ прост: хорошей проработанностью, качеством представления информации, понятными условиями и демонстрацией слаженной работы команды, способной в любой момент начать реализацию своей идеи. Авторы сумели грамотно его подать, предусмотрев все компоненты, необходимые инвестору для принятия решения. Проект был представлен научно-технологическим парком БНТУ «Политехник» и касался вопроса рециклинга отходов. Неплохие шансы есть и у других претендентов — по трем проектам потенциальные инвесторы запросили дополнительную информацию.
Свой шанс поговорить об инновационном развитии Беларуси в рамках марафона был у бизнес-сообщества республики — в Минской ратуше более 50 участников представили свои инновационные идеи и собрались за круглым столом, на котором обсуждались условия работы предпринимателей и возможности более активного их участия в процессе модернизации экономики.
В свою очередь, на семинаре «Институциональные преобразования для инновационной экономики: региональный аспект», прошедшем в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, были детально проанализированы инновационные возможности и потенциалы наших областей и районов.
Любопытной составляющей марафона стала работа с молодежью в формате республиканского лично-командного турнира «Планета Креатив». Команды молодых людей получили от оргкомитета марафона четкие домашние задания, а затем представили свои варианты решений в виде проектов и защищали их перед комиссией. Задания формировались исходя из научных приоритетов нашей страны и были сосредоточены в сфере робототехники. По итогам работы все участники турнира получили дипломы, подписанные председателем оргкомитета инновационного марафона академиком Петром Витязем.
Еще одна специальная акция для молодых — «Молодежный формат: Start’n’Up» — позволила им представить свои (на этот раз подготовленные не по заданию, а по собственному усмотрению) бизнес-проекты возможному инвестору. Правила презентации были очень жесткими — 120 секунд на рассказ об идее и затем краткие ответы на вопросы аудитории. В таком формате участники рассмотрели 30 проектов. Победителем конкурса стал представитель интернет-портала, посвященного теме строительства и недвижимости, Вадим Боровик. В качестве приза молодой человек получил от фирмы MSI нетбук, а также рекламный пакет и инвестиции, которые будут направлены в маркетинг проекта. В целом то, как прошло мероприятие, ярко продемонстрировало, что белорусская молодежь активна, креативна и стремится проявлять инициативу в реальных делах.
Журнал «Наука и инновации» провел инновационный марафон «Интеллектуальный капитал» во второй раз. В то же время некоторые составляющие этого мероприятия существуют уже более пяти лет. Этот срок позволяет выявить четкую тенденцию: из года в год интерес к инновациям в стране растет. Причем отрадно, что сегодня он превратился в мощное движущее начало, преобразовывающее реальный сектор экономики страны к лучшему.