Технопарк «Алтай» и перспективы его развития

Анализ работы технопарков Казахстана показывает, что большинство из них не выполняют свои функции и в основном ограничиваются предоставлением ряда услуг и площадей для аренды — структуры с огромными административными территориями и научным оборудованием до сих пор не используются для деятельности, на которую они рассчитаны.
Причиной складывающегося положения, вероятно, являются слабые, а иногда и вовсе отсутствующие связи с университетской и научно-исследовательской средой как источником знаний, разработок. При этом изначально концепция технопарков заключалась в использовании научного потенциала высших учебных заведений, коммерциализации технологий посредством создания и развития инновационных предприятий. Этот подход должен обеспечить связь научных организаций и университетов с производством, для которого в большинстве случаев и создается инфраструктура малых наукоемких фирм, внедряющих новую продукцию на рынок.
Для преодоления такой ситуации необходимо реорганизовать структуру технопарков: они должны включать в себя не только инкубатор бизнеса, окруженный сервисными, консалтинговыми, лизинговыми и т.п. фирмами, но и инновационно-технологический комплекс (научно-исследовательские лаборатории, проектно-конструкторские отделы и т.д.) на базе технических университетов, который будет служить «второй ступенью» поддержки и развития инновационных предприятий.
В Казахстане новую модель структуры «университет — технопарк» впервые реализует Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева. Один из основных ее элементов — созданный в апреле 2004 г. Восточно-Казахстанский региональный технопарк «Алтай», где рождаются и воплощаются в жизнь инновационные идеи, обеспечивается связь науки, образования и производства. Его приоритетная задача — развитие региональной инфраструктуры и материально-технической базы, охватывающей все стадии инновационного процесса — от прикладных исследований до продажи конечной продукции. Он является основным ядром экономической и социальной модернизации региона, способствует переходу от сырьевой направленности экономики к сервисно-технологической.
Деятельность технопарка, в распоряжении которого 6 тыс. м2 площадей, осуществляется по следующим приоритетным — как для региона, так и страны в целом — направлениям: ресурсо-, энергосберегающие и экологически чистые технологии, новые конструкционные материалы, ИТ. В структуру входят инновационные предприятия и лаборатории, патентно-информационный отдел, бизнес и интернет-центр, выставочные, аудио-, видео-, конференц-залы, современные телекоммуникационные системы, производственный участок. В ближайшие годы планируется строительство опытно-производственного центра с четырьмя лабораториями.
В настоящее время в портфеле технопарка 47 инновационных проектов: подано более 30 заявок на предполагаемые изобретения, получено десять предпатентов, оформляются документы на интеллектуальную собственность по 26 разработкам. Уже реализовано 10 инновационных проектов, на базе которых созданы малые предприятия, готовятся к внедрению еще 15. Заключено около 20 договоров о сотрудничестве с Россией, Китаем, Индией, Израилем, Южной Кореей.
Однако практика показывает, что развивать в регионе только технопарк недостаточно — для привлечения инвесторов необходимо создать специальную территорию (по аналогии с Новосибирским академгородком), на которой находились бы все элементы региональной инновационной системы. Для решения этой задачи была разработана концепция Зоны высоких технологий (ЗВТ). Этот комплекс должен обеспечить условия для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производства, учебы и отдыха.
Основными целями ЗВТ станут:
• формирование специальной экономической зоны «Алтай»;
• внедрение в промышленное производство и вывод на внутренний и внешний рынки наиболее перспективных наукоемких технологий региона;
• создание благоприятных условий для успешной реализации Региональной программы индустриально-инновационного развития Восточно-Казахстанской области;
• введение специального правового режима регулирования хозяйственных, налоговых, таможенных и других отношений для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, открытия производств, основанных на новых и высоких технологиях;
• содействие наиболее полной реализации потенциала вузов, НИИ и промышленных предприятий г. Усть-Каменогорска и Восточно-Казахстанской области.
Важным элементом инновационной инфраструктуры станет технологический бизнес-инкубатор, которому отводится роль поддержки малого предпринимательства на ранних этапах развития. Здесь сконцентрирован научный потенциал, имеется соответствующее лабораторное и исследовательское оборудование и, самое главное, трудовые ресурсы. Творческие коллективы формируются в основном на факультетах и кафедрах, и их деятельность тесно связана с учебным процессом — курсовыми и дипломными работами, магистерскими и кандидатскими диссертациями. Целью создания бизнес-инкубатора является обеспечение функционирования технологического коридора по двум направлениям:
• идея — инновационное предложение — НИОКР — технологический проект, передаваемый в технопарк «Алтай» для коммерциализации;
• идея — инновационное предложение — НИОКР — технологический проект — опытный образец — производство — рынок.
Проекты, прошедшие научно-технический совет университета, передаются в технопарк «Алтай» для их коммерциализации.
Одним из звеньев в общей цепи инновационного развития является учебно-научно-инновационно-производственный комплекс «Алтай-Альянс» (УНИПК).
Сейчас прорабатывается вопрос о создании на территории ЗВТ учебно-научно-проектного центра на базе комплекса «университет — технопарк». Он будет координирующим органом образования, подготовки и переподготовки кадров, НИОКР, науки и производства в восточном регионе. Таким образом, цепь связанных инновационно-технологических центров — технопарк, бизнес-инкубатор, университет, УНИПК и учебно-научно-проектный центр — образуют технологический коридор инновационного развития области и становятся частью региональной инновационной системы. Она должна способствовать более быстрому продвижению новой высокотехнологической продукции на рынок и являться локомотивом новой экономики.
Однако условия, способствующие сотрудничеству между университетами и предприятиями, еще недостаточно сформированы: существующее законодательство не обеспечивает необходимой поддержки, а социальные партнеры еще не приступили к выполнению своих функций. Отрицательно сказывается также и отсутствие эффективных структур, способствующих сотрудничеству на регулярной основе.
Негативным фактором является и ограниченность финансовых средств — в современных условиях и наука, и производство испытывают острую нехватку ресурсов, необходимых для осуществления разработок и их внедрения. Поэтому в объединения целесообразно добавить финансово-кредитную составляющую.
Существует целый ряд проблем, с которыми сталкиваются в своей работе субъекты Зоны высоких технологий, что затрудняет в том числе и деятельность технопарка:
• отсутствие реальных механизмов страхования рисков, кредитования;
• несовершенство системы налогообложения, действующего законодательства, правового обеспечения;
• ограниченность доступа к гос- и муниципальному имуществу малых предприятий, создающихся на базе технопарка;
• проблемы кадрового обеспечения;
• неразвитость системы информационной поддержки;
• высокий уровень монополизации рынков.
Поэтому по примеру других стран для эффективной деятельности региональной инновационной системы и преодоления вышеуказанных проблем Зоне высоких технологий необходимо придать статус специальной экономической зоны технико-внедренческого типа с соответствующими льготами. Поэтапный переход от системы «университет — технопарк» к ЗВТ позволит решать индустриально-инновационные проблемы не только местного значения, но и целого региона.