Актуальные аспекты и развитие госрегистрации НИОК(Т)Р

На Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы (БелИСА) возложены обязанности по реализации процедуры государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (НИОК(Т)Р) [1]. Институт обеспечивает также формирование государственного реестра НИОК(Т)Р, благодаря которому осуществляются учет, накопление и использование информации о работах и их эффективности. В рамках реестра формируется фонд научно-технических документов (фонд НТД), который состоит из направляемых в учреждение регистрационных и отчетных документов вместе с их электронными копиями.
Данные ресурсы используются для мониторинга результатов научно-технической деятельности, реализации государственной политики в инновационной сфере, предоставления доступа к неопубликованным сведениям и международного информационного обмена.
Система государственной регистрации НИОК(Т)Р) является одной из форм государственной поддержки инновационной деятельности и реализации налоговой политики Республики Беларусь для субъектов хозяйствования и юридических лиц. В условиях необходимости повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых для создания инновационных разработок в различных отраслях экономики, возрастает роль учета, накопления и конкретного применения информации о НИОК(Т)Р. Данные госреестра помогают проводить своевременную корректировку заданий целевых, комплексных и научно-технических программ, определять наиболее перспективные и наукоемкие проекты, осуществлять сравнительный анализ различных отраслей народного хозяйства, текущее планирование социально-экономического развития страны.
Государственная регистрация НИОК(Т)Р осуществляется по схеме, представленной на рис. 1.
В фондах государственного реестра по состоянию на первое полугодие 2010 г. насчитывалось 65 878 НИОК(Т)Р, а количество научно-технических (отчетных) документов составляло 50 613 комплектов. Отдел научно-методического обеспечения экспертизы программ, проектов и регистрации НИОК(Т)Р по данным государственного реестра проводит ежегодный анализ основных сведений о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работах, прошедших государственную регистрацию в текущем году [2—4].
В соответствии с приказом Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 06.08.2009 г. №219 «Об утверждении форм документов, связанных с государственной регистрацией научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ» с 1 января 2010 г. в БелИСА прием регистрационных и информационных карт НИОК(Т)Р, рекламно-технических описаний и другой учетно-отчетной документации осуществляется в электронном виде. На рис. 2 представлена диаграмма динамики государственной регистрации НИОК(Т)Р за период 1999 г. — первое полугодие 2010 г.
Как видно на рис. 2, количество зарегистрированных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в
2009 г. несколько увеличилось по сравнению с 2008 г., однако практически в 2 раза ниже уровня 2006 г. Это объясняется тем, что завершаются задания по государственным программам, запланированным на пятилетний период. В процессе регистрации работ прослеживается цикличность: уровень подачи заявок, как правило, высок на начальной его стадии.
Данные результатов регистрации группируются по следующим основным показателям: основанию для выполнения работ, источникам и объемам финансирования, по видам деятельности и объектам новой техники, по секторам научной деятельности, по органам государственного управления (ведомственной подчиненности организаций — исполнителей НИОК(Т)Р), по приоритетным направлениям научно-технической деятельности и др.
Например, наибольшее количество из общего числа зарегистрированных в 2009 г. работ выполнялось в отраслевом (34,18%) и академическом (34,12%) секторах, в вузовском — 29,13%, в негосударственном — 2,56%.
Обобщенные данные
о государственной регистрации
Группировка данных по источникам финансирования НИОК(Т)Р за 2007—2010 гг. (рис. 3) показала, что в прошлом году превалировали работы, выполняемые за счет государственного бюджета —
60,14%, из целевых бюджетных
фондов — 16,37%, из средств местных бюджетов — только 2,89%. Из иностранных источников обеспечивалось 2,76%, из бюджета Союзного государства Беларуси и России — 4,4% работ, на долю организаций-исполнителей, заказчиков, потребителей приходилось 19,32%.
Анализ показывает, что в 2009 г. доля работ, финансируемых из средств государственного бюджета, повысилась на 1,28%, при этом удельный вес НИОК(Т)Р, оплачиваемых из целевых бюджетных фондов, уменьшился на 1,83%. Организации-исполнители по отношению к 2008 г. выполнили на 1,53% больше работ, достигнув 6,15% (рис. 3). Такая же тенденция наблюдается и в отношении НИОК(Т)Р, финансируемых организациями-потребителями, работ, выполняемых за счет бюджетных ассигнований вузам, а также ведущихся за счет бюджета Союзного государства Беларуси и России. Динамика последних возрастает в связи с увеличением финансирования действующих научно-технических союзных программ и благодаря заданиям перспективных исследований по новым программам на 2008—2012 гг. в области био- и нанотехнологий, космических исследований, информационных и телекоммуникационных технологий. Необходимо отметить, что в 2009 г. по сравнению с предыдущими годами в 2 раза повысились ассигнования из иностранных источников, которые были вложены в современные технологии переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, ресурсосберегающие и энергоэффективные, а также инновационные исследования в области фармакологии и медицины. А вот удельный вес работ, финансируемых из местных бюджетов, хотя и незначительно, но сокращается.
Систематизация сведений об основаниях для выполнения НИОК(Т)Р за период 2007—2009 гг. (рис. 4) показывает, что максимальное количество зарегистрированных в прошлом году работ
выполнялось по договорам с организациями Республики Беларусь — 21,58%, по заданиям республиканских органов управления — 19,65%, в рамках государственных научно-технических программ — 12,51%.
В разрезе приоритетных направлений научно-технической деятельности за 2007—2009 гг. (рис. 5) основной объем финансирования в 2009 г. приходится на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по ресурсосберегающим и энергоэффективным технологиям изготовления конкурентоспособных товаров — 18%, по технологиям производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продук-
ции — 12,13%, а по новым материалам и новым источникам энергии — 11,8%. Причем первые выросли на 3,5%,
вторые — на 1,37%, третьи — на 1,43%. В 1,5 раза увеличилось количество НИОК(Т)Р в области медицины и фармации.
Основные направления развития автоматизированной системы государственной регистрации
Процедуры государственной регистрации реализуются с помощью разработанных в БелИСА автоматизированных программных систем, а именно:
• автоматизированной системы формирования государственного реестра НИОК(Т)Р (АС «Реестр»), предназначенной для хранения данных государственной регистрации, подготовки сведений о зарегистрированных проектах по запросам органов государственного управления, анализа научно-технической информации и др.;
• интегрированной автоматизированной системы обработки информации фонда научно-технических документов (АС «Фонд»), обеспечивающей хранение документов о результатах зарегистрированных проектов, подготовки сведений о результатах работ и др.;
• системы электронного документооборота государственной регистрации (СЭД «Дело»), осуществляющей первичную обработку документов государственной регистра-
ции — поступление, контроль сроков обработки, отправку на экспертизу и т.п.
Помимо этого в институте создан значительный задел для дальнейшего развития информационных технологий в деле государственной регистрации НИОК(Т)Р. В частности, разработан макетный образец интегрированной автоматизированной системы управления процессами научно-технических экспертиз — ИАС «Экспертиза». Система предназначена для оперативного проведения процедур экспертизы и совершенствования ее качества, упрощения документооборота. ИАС построена на базовом программном обеспечении СЭД «Дело» и использует накапливаемые в ее рамках документы государственной регистрации. Также в целях совершенствования системы учета и накопления информации о состоянии кадрового потенциала научно-технической сферы республики создана АС «Научные кадры», интегрированная с АС «Реестр». В ближайшее время ИАС «Экспертиза» и АС «Научные кадры» будут введены в опытную эксплуатацию. Кроме того, разработан макетный образец системы формирования, хранения и использования интегрированных информационных ресурсов государственной регистрации НИОК(Т)Р — электронное хранилище документов (АС ЭХД). Здесь содержатся концентрированные сведения о зарегистрированном проекте — от входящих документов, сопровождающих хронологический цикл их исполнения (результата экспертиз, изменения финансирования, сроков и т.д.), до отчетов по конечным результатам. Технологическая база позволит повысить оперативность и снизить трудоемкость процессов государственной регистрации, по-новому проводить информационно-аналитическую работу, обеспечит требуемую ретроконверсию документов действующего фонда на бумажных носителях.
В ближайшее время планируется разработать организационно-правовой механизм для реализации новых возможностей системы регистрации с последующим введением его в действие. Полный цикл создания и внедрения интегрированной автоматизированной системы формирования, хранения, использования и защиты информационного ресурса государственного реестра НИОК(Т)Р будет завершен в 2011 г. Взаимодействие между автоматизированными системами обеспечения государственной регистрации НИОК(Т)Р приведено на рис. 6.
Функционирование государственного информационного ресурса о научно-технической деятельности — дей¬ственный инструмент в оценке инновационного потенциала организаций, а также учете и контроле бюджетного финансирования, выделяемого государством на исследования и разработки. Дальнейшее развитие системы государственной регистрации НИОК(Т)Р особенно актуально в настоящее время в связи с принятием и реализацией таких важнейших государственных решений, как Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 г. «Об информации, информатизации и защите информации», указы Президента Республики Беларусь от 09.03.2009 г. №123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь и от 31.08.2009 г. №432 «О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами» и др. В связи с этим крайне необходимо дальнейшее совершенствование нормативного и организационно-методического обеспечения процессов государственной регистрации НИОК(Т)Р, ведения государственного реестра и фонда НТД, в том числе для решения задачи трансфера новейших разработок в практику.