Привлечение инвестиций БелТПП

Государственная политика в нашей стране направлена на создание благоприятного инвестиционного климата. Особенно энергично ведется работа в этой области в последние годы: только за 2009 г. и первую половину 2010 г. было принято более 70 нормативных правовых актов [1]. Кроме того, создание единого таможенного пространства с Россией и Казахстаном для потенциального инвестора означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику республики, он получает широкий доступ не только к белорусскому, но и к российскому и казахстанскому рынкам.
Как результат, за 2002—2009 гг. было привлечено более 30 млрд долл. инвестиций, в том числе 11,5 млрд долл. прямых иностранных (ПИИ), что значительно превысило задания Нацио¬нальной программы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь до 2010 г.
Кроме того, расширению инвестиционных возможностей страны способствует улучшение отношений с международными финансовыми структурами — МВФ, Международной финансовой корпорацией (МФК) и Международным (МБРР) и Европейским банками реконструкции и развития.
В Республике Беларусь рост ПИИ продолжается и в 2010 г. — по данным Министерства статистики, за первое полугодие 2010 г. поступление прямых иностранных инвестиций превышает аналогичный показатель 2009 г. на 7,3%.
Принимаемые правительством меры не остались без внимания со стороны международных организаций, следящих за деловым климатом в различных странах мира. В частности, согласно анализу, проведенному МБРР и МФК и представленному в сборнике «Doing Business 2010», рейтинг Беларуси среди 183 государств по простоте ведения предпринимательской деятельности (открытие бизнеса, регистрация собственности, условия налогообложения и т.д.) возрос за 2007—2010 гг. на 71 пункт (табл. 1).
Проанализируем, в какие области направляются ПИИ, поступающие в страну, и рассмотрим особенности деятельности коммерческих предприятий с иностранными инвестициями (КПИИ) (табл. 2). На начало 2010 г. в Беларуси функционировало 5176 таких структур — рост более чем в 2 раза за 9 лет. Большинство (50,5%) предприятий образовано с привлечением капитала из Европейского союза и России (36%). Основными странами-инвесторами являются Российская Федерация — 338 млн долл., Кипр — 174 млн долл., Нидерланды — 151 млн долл., Германия — 118 млн долл. и Великобритания — 80 млн долл. Всего иностранными участниками на начало 2010 г. в уставные фонды КПИИ внесено 1 291 млн долл.
В отраслевом разрезе по производству товаров и услуг в КПИИ 64,5% занимает промышленность (18,4% — пищевая, 13,5% — топливная, 12,1% — машиностроение и металлообработка), 12,7% — транспорт и связь, 11,6% — торговля и общественное питание. По регионам республики предприятия с иностранным капиталом распределились следующим образом: Минск — 57,7%, Минская обл. — 12,5%, Брестская обл. — 8,8%, Гродненская обл. — 6,8%, Витебская обл. — 6,3%, Гомельская обл. — 4,2%, Могилевская обл. — 3,7%. Несмотря на свои небольшие размеры (в среднем на одном КПИИ работают 50—60 человек), эти организации в 2009 г. сформировали 25% ВВП, пятую часть экспорта и более 40% импорта, однако при этом сальдо их внешней торговли резко отрицательное.
Практика показывает, что основными поставщиками и потребителями ПИИ являются промышленно развитые страны, а перенос технологий и новейшего оборудования осуществляют транснациональные корпорации. Однако в Беларуси они практически отсутствуют: из первых 100 ТНК мира в стране с созданием производственных мощностей работают только Coca-Cola (США), Japan Tobacco (Япония) и Lafarge (Франция). Многие ТНК имеют крупные представительства, но основная их задача — реализация продукции, что не привлекает в страну новые технологии и не дает экономического эффекта.
Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет и Белорусская торгово-промышленная палата, строящая свою работу в пяти основных направлениях.
• создание информационной базы об инвестиционных возможностях в Республике Беларусь. Во всех областных отделениях БелТПП совместно с органами управления регулярно издаются на нескольких языках каталоги конкретных инвестиционных проектов, которые распространяются на различных мероприятиях, рассылаются по загранпредставительствам Республики Беларусь, направляются в зарубежные торгово-промышленные палаты;
• проведение конференций, форумов, семинаров, дней экономики и других мероприятий, на которых потенциальным инвесторам предоставляется полная информация о возможностях капиталовложений;
• организация контактно-кооперационных бирж и деловых встреч с иностранными предпринимателями — одно из наиболее важных направлений деятельности БелТПП. Только за 2009 г. состоялось 78 визитов представителей белорусских производителей в 29 стран, принято 137 делегаций из 39 государств;
• консультационные услуги. В системе Белорусской торгово-промышленной палаты регулярно проводятся семинары по составлению бизнес-планов, предоставляется информация инвесторам по условиям работы в Республике Беларусь — налогообложению, таможенным режимам и т.д;
• взаимодействие с международными организациями. БелТПП активно развивает деловые отношения c Мировой торговой палатой, странами Центрально-Европейской инициативы, Европейской ассоциацией торгово-промышленных палат. При поддержке последней ведутся переговоры о доступе к европейским системам поиска потребителей и финансирования для инвестиционных проектов. Кроме того, БелТПП участвует в программах East-Iinvest, Ганзейского парламента.
Работа, проводимая в республике, дает положительные результаты. Символом этого стала первая доброжелательная статья — «Беларусь широко открывает двери» — в журнале Business New Europe, одобряющая действия, предпринимаемые руководством страны по улучшению инвестиционного климата.