Дорожные одежды от БНТУ

Их создают в Центре научных исследований и испытаний дорожно-строительных и гидроизоляционных материалов НИЧ университета. Основные направления деятельности подразделения — разработка научно обоснованных методов оценки свойств дорожных одежд, их оптимальных составов, исследование надежности асфальтобетонных покрытий, показателей их технико-экономической эффективности, подготовка технических нормативных правовых актов.
В рамках данных направлений конструирование и расчет дорожных одежд производятся с учетом особенностей транспортных нагрузок и погодно-климатических факторов, а также реологических свойств материалов конструктивных слоев. Результаты внедрены в двух кодексах установившейся практики (ТКП). Центром разработаны технические условия на смеси усиленной деформационной устойчивости, которыми покрываются наиболее загруженные улицы Минска. Их содержание и ремонт благодаря использованию указанного материала обеспечили экономию денежных средств. Изучение свойств модифицированных асфальтобетонных смесей дало возможность оптимизировать их составы исходя из достижения максимальных расчетных характеристик и показателей физико-механических свойств. В процессе исследований разработаны рекомендации, которые позволяют выбирать наиболее эффективный модификатор, снизив тем самым затраты на закупку импортных аналогов.
Созданы новые дорожно-строительные материалы — бетоны на органо-гидравлических вяжущих составах. С их применением модернизировано более 100 грунтовых улиц столицы с получением прямого экономического эффекта порядка 10—15% за счет экономии самих материалов и энергетических ресурсов. Используются бетоны и при устройстве покрытий способами холодной регенерации.
На принципах теории надежности разработаны оценка и методика диагностики материалов дорожных покрытий и одежд. На их основе ежегодно проектируют более 150 км дорог и улиц при капитальном ремонте и реконструкции, исходя из состояния существующего покрытия, а также свойств материалов имеющихся конструктивных слоев и дорожной одежды в целом. Это позволило повысить срок ее службы на 20—30%.
Совместные исследования ведутся с коллегами из Украины, Германии, КНР. В течение пяти лет сотрудниками центра по представленным направлениям опубликовано свыше 80 научных работ, в том числе в иностранных изданиях (Россия, Украина, Польша, КНР). Издано 5 монографий (в 2009 г. за победу в конкурсе монографий получен диплом), из них 3 — в Китайской Народной Республике. Ежегодно подаются заявки на изобретения. Общий объем заявок за указанный период превысил 15 (одна заявка оформлена на территории России).
Признанием высокого уровня работ, выполняемых подразделением, явилось подписание в 2006 г. Соглашения о создании Белорусско-Китайского центра научных исследований в области дорожного строительства с одной из крупнейших китайских компаний «Гаоюань» (г. Сиань, провинция Хэнань). Результаты исследований применяются на предприятиях дорожной отрасли обеих стран. Реализованная совместно система диагностики дорожных покрытий прошла защиту в экспертном Совете КНР, и ей присвоен высокий международный уровень, что свидетельствует о значимости выполненной работы. К ней проявили интерес специалисты Российской Федерации, и в текущем году на территории Республики Бурятия система диагностики была оптимизирована в климатических условиях региона.
По результатам исследований подготовлено и разработано свыше 20 технических нормативных правовых актов, из них 4 ТКП, 2 альбома типового проектирования, 2 СТБ, 8 ТУ, 1 СНБ, 3 ДМД и 2 рекомендации.
Разработки центра награждены серебряной и золотой медалями на VII Московском салоне инноваций и инвестиций в 2007 г., а также дипломом за активное участие в ярмарке «Китайские технологии, оборудование, материалы — белорусским предприятиям» в 2009-м. Защищена одна и подготовлены к защите 2 диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук.
Следует отметить большой вклад центра в развитие и модернизацию улично-дорожной сети Минска и других белорусских городов. В период 2006—2010 гг. подготовлены рекомендации по ремонту свыше 7 млн. м2 улиц.
По результатам смотра-конкурса БНТУ в области научно-инновационной деятельности за 2009 г. центр удостоен 1-го места.