Программе возрождения села — достойное научное обеспечение

Александр Попков

Александр Попков, заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь

Государственная программа возрождения и развития села на 2005—2010 гг. — уникальный документ в истории становления агропромышленного комплекса Беларуси. Она направлена не только на повышение эффективности сельскохозяйственного производства, но и на устойчивый рост социальной сферы сельских территорий.

Решение этого сложного вопроса в обозначенные сроки возможно лишь на основании глубокого научного анализа уже реализованных ее механизмов на протяжении 2005—2007 гг., выявления причин, сдерживающих сельскохозяйственное производство, при наличии аргументированных предложений по выполнению намеченных целей, базирующихся на новейших достижениях отечественной и мировой науки.

В последнее десятилетие принимаемые на республиканском и региональном уровнях меры позволили успешно выполнить задачу по наращиванию объемов сельхозпродукции для обеспечения продовольственной безопасности страны. Внутренний рынок Беларуси насыщен отечественными товарами. Реализуется обширная экспортная программа, создан хороший задел для дальнейшего развития отрасли. Вместе с тем положение в аграрном секторе остается сложным. Не сокращается задолженность сельскохозяйственных предприятий, большинство из них испытывают дефицит финансовых средств для расширения инфраструктуры, реализации производственных программ, повышения социального и материального благополучия сельского населения.

На этом фоне становится очевидным, что от этапа наращивания объемов производства отрасль следует переводить в фазу экономического укрепления, где должны быть применены принципиально иные методы управления и организации. Необходимо существенно изменить саму идеологию хозяйствования на земле, сформировать механизм функционирования АПК исключительно на основе экономической эффективности, позволяющий наиболее рационально использовать материальные и финансовые ресурсы, стимулировать руководителей и специалистов. К сожалению, эти важнейшие установки до сих пор не стали основополагающими в деятельности как органов государственного управления в аграрной сфере, так и сельскохозяйственных организаций. Наращивание объемов производства без сокращения удельных затрат по-прежнему ведет к дальнейшему росту задолженностей аграриев.

Озимая пшеница Сюита (разработка НПЦ НАН Беларуси по земледелию)
И это несмотря на то, что государство постоянно расширяет для них круг преференций.

Для реального выхода на новый этап развития необходимо дать научное обоснование ряду организационных и технологических проблем, которое позволило бы более полно задействовать внутренние резервы отрасли на основе повышения эффективности использования земли, биологических объектов, материальных и энергетических ресурсов. В первую очередь это относится к специализации сельских хозяйств.

Действующая в настоящее время структура сельскохозяйственного производства Беларуси и выпускаемой им продукции традиционно формировалась как составная часть АПК бывшего СССР. Она и сегодня осталась практически неизменной, хотя должна была постоянно корректироваться под влиянием объективных и субъективных факторов, прежде всего потенциала природных ресурсов страны, уровня производства продовольствия и его соответствия нормативам, конъюнктуры внутреннего и зарубежных рынков.

В этом плане требуется научно обосновать ряд положений:
. оптимальную структуру товарной продукции аграрной отрасли в региональном разрезе;
. возможность увеличения посевных площадей под профилирующие культуры без нарушения системы севооборотов, опасности возникновения ветровой и водной эрозии почвы, чрезмерного роста трудоемкости производства;
. возможность переспециализации животноводческой отрасли регионов с учетом сложившейся инфраструктуры и потенциала кормовых ресурсов;
. размещение производства сырья для перерабатывающей промышленности;
. возможные социально-экономические и экологические последствия изменения структуры сельскохозяйственного производства (влияние на занятость и доходы населения, обеспечение продовольствием, экологию и др.).

К настоящему времени как в науке, так и среди производственников нет единого мнения, сколько же зерна необходимо республике в год: озвученная цифра в 10 млн т не имеет под собой научного обоснования. В расчете на душу населения мы потребляем зерна больше, чем развитые страны мира. К примеру, в Беларуси в 2006 г. этот показатель составил 650 кг, в то время как в Германии — 520, Франции — 450, Англии — 320, Нидерландах — 370 кг.
Примерно 70% зерна используется на кормовые цели, и это предъявляет определенные требования не к выращиванию зерна вообще, а к целевому продукту, в котором должен доминировать полноценный зернофураж, сбалансированный в первую очередь по белку. Подсчитано, что расход кормового, не обогащенного белком зерна на единицу продукции животноводства почти вдвое превышает физиологически обоснованные нормы и имеет тенденцию к постоянному увеличению. Выращивается крайне мало сортов зерновых культур кормового назначения, а по озимой ржи таковых вовсе нет. Следовательно, отечественным селекционерам предстоит активизировать работу по созданию специализированных кормовых видов, в первую очередь ржи и ячменя, уточнить технологию их возделывания, чтобы в полной мере реализовать их потенциал.

Уже многие десятилетия в республике функционирует животноводческая наука. Однако сельскохозяйственные предприятия для формирования стада крупного рогатого скота массово организуют завоз молодняка из-за рубежа. В последнее время проявился неоправданно повышенный интерес к покупке голштинской породы. По свидетельству экспертов, завоз этого вида для повышения продуктивности товарных молочных стад крайне невыгоден. Период их окупаемости составляет 6—10 лет. В условиях же нашей страны эти животные, как правило, используются в среднем не более 3—5 лактаций, а значительная часть из них выбывает из стада уже после 1—2 лактаций. В результате при импорте нетелей указанной породы товарные хозяйства теряют около 1000 евро на каждом животном. Аналогичное положение и в свиноводстве. Полагаю, что зоотехнической науке следует интенсивнее проводить программы своих исследований, максимально задействовать мировой генофонд, применять новейшие селекционные методики и создавать на этой основе белорусские породы свиней, способные обеспечить показатели продуктивности международного уровня.

Актуальной проблемой является совершенствование структуры кормопроизводства. Кукуруза уже прочно закрепилась в кормовом балансе республики, что позволило существенно увеличить объем выпуска кормов и повысить продуктивность скотоводства, однако повлияло на себестоимость продукции. При нынешней ее урожайности (в среднем 200 ц/га зеленой массы) — это дорогостоящий корм. По данным годовых отчетов Минсельхозпрода, в среднем за 2003—2006 гг. себестоимость кормовой единицы оказалась в 2,8 раза выше, чем в многолетних травах, потенциал которых очень высок. По оценкам Национальной академии наук, мы можем получать 250 млн т зеленой травяной массы, что обеспечит производство 50 млн т кормовых единиц в год и позволит получить не менее 20 млн т молока и 2,5 млн т говядины. Кормовая единица зеленой массы трав хорошо сбалансирована по всем питательным компонентам. Кроме того, она примерно в 3 раза дешевле, чем зерновая. Особенно выгодно выращивание специальных мясных пород скота на естественных лугах. Как показывает опыт частного унитарного предприятия «Молодово-Агро» Ивановского района, на естественных пастбищах в поймах рек и озер возможно производство в летнеосенний период дешевой высокоценной говядины мясных пород без использования концентратов.

Следовательно, науке необходимо дать полную экономическую оценку кормовых ресурсов и сформулировать обоснованные предложения по структуре кормопроизводства в различных регионах страны, определить оптимальное соотношение посевов зернофуражных культур, кукурузы и многолетних трав. Низкое качество сырья и устаревшие технологии производства в перерабатывающей промышленности не позволяют создавать конкурентоспособный товар, а значит, приводят к экономическим потерям.

К сожалению, у нас до сих пор отсутствует четкая система взаимоотношений производителей сырья и его переработчиков. Предприятия в большинстве случаев выпускают обезличенную по качественным показателям продукцию (случайный подбор культур, сортов, пород). Затем она поставляется на переработку, часто не без административного пресса со стороны местных органов власти. В итоге товар производится из того, что удалось заготовить, к примеру крахмал — из продовольственных сортов картофеля, яблочный и ягодный сок — из столовых сортов яблок и ягод, сыры — из молока, полученного при кормлении коров кислым силосом, и т.д. Отсюда и неконкурентоспособность продукции вследствие низкого ее качества.
Очевидно, что назрела необходимость изменить ситуацию. Переработчики должны оказывать существенное влияние на определение объемов конкретного вида сырья с заданными потребительскими свойствами и с учетом потребностей рынка, потенциала имеющейся инфраструктуры. Растениеводство и животноводство целесообразно полностью подчинить запросам перерабатывающей промышленности путем создания реальных сырьевых зон на началах вертикальной и горизонтальной кооперации. Хотя такое решение уже нашло отражение в Государственной программе возрождения и развития села, оно до сих пор существует лишь на бумаге. Никакой ответственности за качество поставляемого сырья и порядок его заготовки никто не несет. Неудивительно, что у перерабатывающих предприятий не вызывает энтузиазма ни кооперация, ни намерение властей изменить положение производителей сырья за счет перераспределения прибыли, получаемой в конечном звене технологической цепочки.

Для повышения эффективности работы перерабатывающей отрасли важна помощь науки по ряду проблем:
. обоснованию принципов создания сырьевых зон;
. разработке механизмов взаимоотношений перерабатывающих предприятий и производителей сырья;
. созданию новых конкурентоспособных видов продовольствия и других товаров, а также технологий их производства;
. выработке направлений технического и технологического переоснащения перерабатывающих предприятий;
. внесению предложений по экономическим стимулам для предприятий-интеграторов, включая механизмы материальной заинтересованности их руководителей.

В республике предпринят ряд мер по техническому переоснащению сельскохозяйственного производства. Только в рамках реализации Программы развития сельскохозяйственного машиностроения разработано и передано для освоения 100 наименований новых машин и оборудования. Однако по эксплуатационным характеристикам они значительно уступают зарубежным аналогам, хотя по цене уже практически сравнялись. Серьезные претензии имеются у производственников к плугам, комбинированным агрегатам, тракторам, кормо- и зерноуборочной технике. Сегодня не только передовые хозяйства ставят вопрос о закупке иностранной техники, но и предприятия среднего уровня. У отечественного сельхозмашиностроения — широкое поле деятельности. Дело чести ученых и конструкторов — обеспечить разработку нового поколения машин и оборудования для аграрного производства, способных конкурировать как в своей стране, так и на мировых рынках.

Опыт большинства развитых государств показывает, что в настоящее время устойчиво функционируют только крупные предприятия, организации и объединения, имеющие разные формы производственной и торговой (включая снабженческо-сбытовую) кооперации — агрофирмы, агрокорпорации, компании, концерны, финансовопромышленные группы, союзы, холдинги и др. Они создаются на принципах горизонтальной или вертикальной кооперации и интеграции. Это позволяет объединять материальные и финансовые ресурсы, консолидировать и координировать усилия в целях стабилизации производства, расширять продажи и выходить на новые рынки, противостоять конкуренции, привлекать инвестиции в модернизацию производства, создавать собственную товаропроводящую сеть и закрепляться на выгодных рыночных сегментах, включая налаживание долгосрочного партнерства. Интеграционные процессы в системе ‹‹производство — переработка — реализация›› у нас идут медленно. Наряду с недопониманием министерствами и ведомствами важности этой работы в большой мере это и следствие недостаточной научной проработки схем интеграции, отлаженных механизмов взаимоотношений между субъектами взаимодействующих структур.

Сложившаяся система оплаты труда в сельскохозяйственных организациях не стимулирует улучшения экономических показателей ни у руководителей и специалистов, ни у простых тружеников, а приватизация в АПК (доли, паи, акции) не дала ощутимых результатов. Даже в лучших хозяйствах республики владельцы паев и акций получают крайне низкие дивиденды. Поэтому без предоставления реальной возможности получать на законных основаниях высокую заработную плату изменить положение в аграрном секторе будет трудно.
В этих целях необходимо реализовать заложенный в Государственной программе возрождения и развития села механизм выделения весомой части дополнительной прибыли, полученной хозяйствами в результате их деятельности по итогам года. Это приведет к упорядочению численности управленческого аппарата: руководитель оставит лучших, и не просто специалистов, а деловых партнеров. Одновременно сложится система заинтересованности в результатах труда и рядовых работников. Главным направлением деятельности управленческих кадров станет совершенствование специализации хозяйства, выбор наиболее экономичных энерго-и ресурсосберегающих технологий производства аграрной продукции и оптимизация рынков ее сбыта. А внедрение рыночных, экономически детерминированных механизмов хозяйствования, коммерческого расчета позволит резко снизить затраты, повысить производительность аграрной отрасли, обеспечит сохранность выпущенной продукции.

К сожалению, до настоящего времени наукой не предложена четкая система увязки экономических результатов управленческого и технологического труда с уровнем заработной платы работников сельскохозяйственных организаций, хотя такая задача была поставлена почти три года назад.

На протяжении года в республике функционируют новые формы организации аграрной науки — научно-практические центры НАН Беларуси. Первые итоги их работы свидетельствуют о том, что выбрано правильное направление интеграции науки и производства. Научные исследования приобрели комплексный характер, усовершенствована тематика исследований, возросло влияние научных организаций на производственную деятельность сельскохозяйственных предприятий.

Полагаю, что практическая реализация изложенных подходов к принципиальной корректировке основополагающих принципов ведения аграрного хозяйства позволит существенно укрепить экономику отрасли и на этой основе успешно решить проблемы сельской местности.