Фундаментальная наука инвестиции в завтра

Важное звено инновационного цикла

Кто-то из академических научных авторитетов может заявить, что фундаментальная наука по своему определению продуцирует новые знания и предлагать результаты исследований для практического использования — не ее задача. Но реально ли жестко размежевать научные изыскания на две категории — фундаментальные и прикладные, тем более что первые из них имеют в последние годы все большую составляющую из всевозможных перспективных инфо-, нано-, био- и других технологий, которые мировая научная общественность относит к фундаментальным?

Компетентное мнение

С целью отразить широкую палитру взглядов на происходящее в сфере «чистой» науки в нашей стране мы адресовали ряд вопросов ученым, чья профессиональная деятельность напрямую связана с фундаментальными исследованиями.
Евгений Марукович, директор Института технологии металлов НАН Беларуси, член-корреспондент:
— Как бы вы оценили уровень развития фундаментальной науки в нашей стране?
— Не только для Беларуси, но и для всего мира он, как правило, всегда недостаточный. И чем глубже мы познаем Природу, тем больше вопросов встает перед нами.

Работа на перспективу

Мировое сообщество отдает приоритет исследованиям, имеющим общечеловеческую значимость и определяющим перспективы существования цивилизации, ее устойчивого и безопасного развития. Методической базой науки становится широкое использование мультидисциплинарных подходов. О том, какова роль фундаментальных исследований в жизни общества, как повысить их результативность, рассказывает директор Научно-исследовательского института ядерных проблем БГУ Владимир Барышевский.

Интеграция высшего образования и науки – путь к инновациям

— По уровню развития высшего образования Республика Беларусь занимает одно из первых мест в СНГ и Европе: в 43 государственных и 10 частных высших учебных заведениях обучается более 400 тыс. будущих специалистов — это 430 студентов на 10 тыс. граждан. Вузы осуществляют подготовку по 355 специальностям и более чем тысяче специализаций. Система высшего образования нашей республики — в основном университетского типа: академии, классические и профильные университеты.

Энергия знаний

Сократовская проблема рекомендации бесполезных наук людям через включение в предметы обучения оказалась из разряда вечных, время от времени доставляющих головную боль то массам, то отвечающим за их просвещение. В критические дни и те и другие замечены в использовании радикального рецепта «усекновения главы», но не своей, а чужой. Первой жертвой пал сам Сократ, «бесполезные» советы которого так «достали» сограждан, что они почли за общественное благо обвинить его в растлении малолетних.

Что первично: теория или практика?

Вопрос о том, что важнее: фундаментальные исследования или поиск технических решений конкретных проблем, сейчас намного актуальнее, чем 200 лет назад. По мнению одних аналитиков, основа основ — «чистая» наука. Именно она производит новые знания, которым можно найти эффективное приложение. Их оппоненты утверждают, что фундаменталисты ничего не делают для экономического прогресса и, следовательно, пальма первенства должна принадлежать прикладным разработкам.