
Антон Скворчевский, председатель республиканского совета общественного объединения «Белорусское общество изобретателей и рационализаторов»
Развитие народного хозяйства нашей страны в значительной степени зависит от уровня научно-технического прогресса, одним из рычагов которого является техническое творчество, изобретательство и рационализация. Новаторская деятельность вносит определенный вклад в повышение эффективности общественного производства, совершенствование техники и технологий. Необходимо отметить, что поддержка изобретательства и рационализации Главой государства, соответствующее поручение Правительству в связи с обращением делегатов II съезда Белорусского общества изобретателей и рационализаторов (БОир), а также постановление кабинета Министров республики Беларусь от 24.06.1996 г. №417 «О мерах по развитию изобретательской и рационализаторской деятельности в республике Беларусь» во многом способствуют новаторскому движению.
За последние восемь лет в народном хозяйстве использовано свыше 2 тыс. изобретений, более 106 тыс. рационализаторских предложений, что позволило получить прибыль свыше 376,7 млрд руб. В 2006 г. нашло применение 715 объектов промышленной собственности (ОПС),
в том числе 367 изобретений, из которых на предприятиях и в организациях Минпрома — 135, НаН Беларуси — 55, концерна «Белнефтехим» — 54, Минздрава — 59, концерна «Белбиофарм» — 12.
работа по патентованию ОПС за рубежом в 2006 г. проводилась в семи министерствах и концернах. ими запатентовано 303 объекта, среди которых 210 изобретений, 46 полезных моделей, 47 промобразцов, из них в Минпроме — 125 изобретений, НаН Беларуси — 45, Минобразования — 16, Минстройархитектуры — 6, концерне «Белнефтехим» — 5.
В Национальный центр интеллектуальной собственности в 2006 г. поступило 1377 заявок на изобретения, из них 1188 от национальных заявителей, 901 заявка на полезные модели (863 — от национальных заявителей), выдано 1130 патентов на изобретения, 830 — на полезные модели. 589 предприятий и организаций 24 министерств, госкомитетов, концернов представили отчеты по рационализаторской деятельности. В ней приняли участие около 17 тыс. новаторов, в производстве использовано более 15 тыс. нововведений, что позволило получить прибыль в сумме 81,7 млрд руб. Наиболее весомый вклад внесли подразделения концерна «Белнефтехим» — 37,4 млрд руб., Министерства промышленности — 19,6, Белорусской железной дороги — 7,4, Минстройархитектуры — 4,7, Минтранса — 2,6 млрд руб.
Необходимо отметить, что использование в производстве рационализаторских предложений позволяет экономить сырье, металлы, топливо, лесоматериалы, электрическую и тепловую энергию. так, в Витебской области сэкономлено 10,7 т черных и цветных металлов, 35 231 тыс. кВт· ч электроэнергии, 75 987,2 т у.т.
В настоящее время, к сожалению, слагаемыми некоторых успехов является только деятельность ряда министерств и Белорусского общества изобретателей и рационализаторов, его республиканского, областных, городских и первичных советов. Они объединяют в 586 организациях свыше 70 тыс. членов общества, постоянно оказывают практическую помощь предприятиям, организациям, министерствам, другим центральным органам в вопросах развития технического творчества, защиты прав изобретателей и рационализаторов. ежегодно проводится около 150 семинаров, более 30 выездных консультаций, работает 29 консультационных пунктов, куда обращаются более 3,7 тыс. человек.
Большая работа осуществлена республиканским советом БОир по обучению специалистов хозяйствующих субъектов оценке стоимости и учета объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, что в дальнейшем получило поддержку Президента и Правительства республики Беларусь. По этим вопросам проведен эксперимент на предприятиях Минпрома. Заслуживают внимания семинары, организованные совместно с Национальным центром интеллектуальной собственности (НциС), БОир, областными советами общества и облисполкомами, касающиеся нематериальных активов, промышленной собственности и рационализаторской деятельности, что позволяет привлечь к этой работе специалистов региональных структур, наладить между ними деловой контакт, заручиться их поддержкой в дальнейшей работе.
Республиканский совет БОир постоянно участвует в разработке и подготовке нормативно-методических документов, инструкций, разъяснений по рационализаторской деятельности. для этого при нем создан методический совет, возглавляемый заслуженным изобретателем республики Беларусь Владимиром Больбасовым. Совет утвердил и рекомендовал к практическому использованию документы о порядке выплаты вознаграждений за рацпредложения, содействие их применению, за предложения, не создающие экономии, о правовом регулировании рационализаторской деятельности на предприятиях, рекомендации по определению прибыли от рацпредложений, ряд инструкций, разъяснений и т.п. эти материалы — единственные документы, регулирующие рационализаторскую деятельность. Принимая во внимание изменения тех или иных законодательных актов, республиканский и методический советы стараются своевременно вносить коррективы и дополнения в нормативнометодические материалы.
В то же время усилий одного Белорусского общества изобретателей и рационализаторов в работе по дальнейшему развитию технического творчества и повышению эффективности труда новаторов явно недостаточно. Поэтому так важно остановиться на некоторых проблемах и найти пути их решения.
В соответствии с анализом, постоянно проводимым республиканским советом, уровень изобретательства и рационализации не соответствует научно-техническому потенциалу и не отражает имеющихся в стране резервов новаторства. Многие предприятия практически не занимаются изобретательской и рационализаторской деятельностью, о чем можно судить в первую очередь по государственной статистической отчетности по форме 4-Нт (перечень). из 589 субъектов хозяйствования около 40% представили отчеты с прочерками, а по 15 министерствам и ведомствам отчитались одно-два предприятия или не отчитались вообще. это говорит не только о безответственности руководителей данных структур и отсутствии контроля со стороны министерств, концернов, но и о том, что министерства, ведомства не занимаются вопросами организации изобретательства и рационализации в отрасли. коренного улучшения эта работа требует в подразделениях Минторга, Минкультуры, Минсельхозпрода, Белкоопсоюзе и некоторых других. Здесь трудятся талантливые новаторы, создающие и совершенствующие технику, технологические процессы, но им не оказывается помощь в оформлении, не выплачиваются вознаграждения. В результате страдает и производство, и автор, и страна не получает дополнительной прибыли. а если учесть, что многие организации крупных министерств по разным причинам не представляют отчеты (например, в Минпроме отчиталось только 89 предприятий, Минстройархитектуры — 36, Минжилкомхозе — 19, Минздраве — 8, Белгоспищепроме — 4), то можно сделать вывод о больших резервах технического творчества.
Согласно анализу, из 235 структур, представивших отчеты, объекты промсобственности использовали только 15. Причем ежегодно этим занимаются одни и те же организации — Минпром, Белнефтехим, Минздрав, Минобразования, НаН Беларуси и некоторые другие. а где же Минтранс, Минсвязи, Минжилкомхоз, концерн «Белпищепром»?
ряд предприятий Минжилкомхоза, Минсвязи, Минсельхозпрода, Минэнерго, концерна «Белбиофарм», Белорусской железной дороги, имеющих большой научно-технический потенциал, не занимаются патентованием изобретений. такая ситуация возникла из-за недопонимания отдельными руководителями значимости подобной деятельности, а также отсутствия патентных служб, высококвалифицированных специалистов, заинтересованности и льгот для предприятий при использовании изобретений. Успешному развитию технического творчества мешают отсутствие отраслевой системы научно-технической информации, недостаточная пропаганда достижений изобретателей и рационализаторов.
Но главная проблема — использование изобретений. ежегодно НциС выдается более 1 тыс. патентов, а используется от 300 до 370 с учетом изобретений прошлых лет. изобретатель остается практически один на один с полученным патентом. В стране нет организации, которая могла бы помочь новатору в использовании его ноу-хау, прекратить его «хождение по мукам».
Считаем, что настало время организовать государственное подразделение (фонд, предприятие и т.д.) по отбору, рекомендации и использованию отечественных изобретений.
Пора прекратить разбазаривание продукта интеллектуального труда и заставить работать новшества на благо народного хозяйства.
Необходимо практически решать вопросы создания служб, занимающихся патентнолицензионной, изобретательской и рационализаторской работой, выделения специалистов, получения соответствующих льгот для предприятий, использующих изобретения, усиления ответственности руководителей за изобретательство и рационализацию, обучения их основам законоположений в данной сфере, повышения патентной грамотности. В этом деле существенная роль отводится не только БОир, но и Государственному комитету по науке и технологиям республики Беларусь и Национальному центру интеллектуальной собственности.
Еще одна серьезная проблема — привлечение молодежи к научно-техническому творчеству, изобретательству и рационализации. Поэтому республиканский и областные советы БОир приложили огромные усилия, чтобы активизировать технически грамотное, инициативное, творчески мыслящее молодое поколение. Была разработана программа деятельности всех заинтересованных организаций по вовлечению молодых людей в этот процесс.
Республиканским советом постоянно вносятся предложения в раздел «Поддержка научно-технического творчества молодежи» республиканской программы «Молодежь Беларуси» и предпринимаются меры по их выполнению. к сожалению, это не всегда встречает понимание как со стороны государственных, так и общественных организаций. есть некоторые подвижки в Витебской и Гомельской областях, но в целом должной заинтересованности этими вопросами не наблюдается.
У нас сохранились тесные деловые контакты с республиканским домом технического и художественного творчества учащейся молодежи Минобразования, где мы совместно проводим различные мероприятия — слеты, смотры, семинары, выставки, дни изобретателей и рационализаторов — для учащихся ПтУ и студентов средних специальных учебных заведений, что дает положительные результаты. В то же время привлечение к изобретательству и рационализации студентов технических вузов находится на низком уровне. а если учесть, что во многих учебных заведениях все еще не читается курс лекций по вопросам патентно-лицензионной и изобретательской деятельности, то рассчитывать на грамотность молодых специалистов не приходится. На предприятиях также не ведется работа в этом направлении, и данную проблему необходимо решать совместными усилиями всех заинтересованных организаций — как общественных, так и государственных.
Целенаправленная деятельность республиканского совета способствовала восстановлению с 1997 г. почетных званий «Заслуженный изобретатель республики Беларусь» и «Заслуженный рационализатор республики Беларусь», которые за эти годы присвоены 12 изобретателям и 18 рационализаторам. как правило, эти люди выдвигаются по инициативе областных советов БОир и трудовых коллективов. к сожалению, с 2005 г. этих званий не удостоился ни один новатор.
С целью пропаганды достижений изобретателей и рационализаторов, популяризации деятельности лучших коллективов новаторов при помощи белорусских журналистов в 2000 г. создан ежемесячный научно-практический журнал «изобретатель». Совместно с республиканским радио ведется цикл передач о лучших изобретателях и рационализаторах, активистах БОир, на Первом канале телевидения планировался проект «творцы научно-технического прогресса — народному хозяйству страны». для этого руководству Национальной телерадиокомпании были направлены соответствующие предложения, однако поддержки они не нашли.
В то же время, несмотря на весь комплекс работ, проводимых организациями БОир совместно с хозяйственными органами по активизации изобретательства и рационализации, увеличению прибыли от использования в производстве технических новшеств, уровень этой деятельности крайне низок. Сдерживающими факторами развития и улучшения технического творчества являются отсутствие в большинстве министерств, ведомств, предприятий и организаций соответствующих подразделений, служб, высококвалифицированных специалистов по вопросам патентно-лицензионной, изобретательской и рационализаторской деятельности, государственного органа по отбору, рекомендации и использованию изобретений, государственного стимулирования, льготного налогообложения, координации действий заинтересованных организаций по привлечению молодежи к изобретательству и рационализации, недооценка руководителями многих предприятий важности развития технического творчества, недостаточный уровень их знаний в этой области, дефицит внимания к проведению организационно-массовых мероприятий (смотров, соревнований, конкурсов, выставок), недостаточная пропаганда достижений изобретателей и рационализаторов в средствах массовой информации, отсутствие материальнотехнической и финансовой помощи Белорусскому обществу изобретателей и рационализаторов.
к сожалению, активности нашего общества препятствует и вступление в силу ст. 20 Закона республики Беларусь «Об общественных объединениях», которая обязывает таковые для осуществления предпринимательской деятельности создавать коммерческие организации.
раньше наше общество имело финансовую поддержку министерств, ведомств, предприятий и организаций за счет проведения семинаров, лекций, докладов, школ, выставок, разработки и издания методической литературы. Но мы не можем образовывать коммерческие структуры, поскольку считаем их лишним звеном между предприятиями, новаторами и советами БОир и не располагаем средствами на их создание. В силу этих причин наше общество в настоящее время не имеет дальнейшей перспективы.
из-за невозможности заработать в БОир резко снизилось количество штатных работников. если в 2005 г. их было 20, то на сегодняшний день осталось только 3, остальные исполняют свои функции на общественных началах. Более того, из-за отсутствия финансовых средств облсоветам БОир грозит невозможность арендовать помещения.
Мы постоянно ищем пути материальнотехнической и финансовой поддержки общества. В апреле 2005 г. делегаты IV съезда БОир обратились к Президенту республики Беларусь с предложением о принятии решения по реорганизации общественного объединения «Белорусское общество изобретателей и рационализаторов» в государственно-общественное объединение. Однако в администрации Президента эта инициатива не была поддержана.
Неоднократные обращения в Совет Министров республики Беларусь о принятии решения Правительства по ежегодным отчислениям предприятиями обществу БОир 1% средств от прибыли, получаемой ими от использования рационализаторских предложений в производстве, как это было во времена Советского Союза, также остались без ответа. Поэтому мы должны опираться только на свои силы, возможности, профессиональные знания и организационные навыки.
Для активизации изобретательства и рационализации считаем целесообразным принять ряд мер:
• организовать в республике Беларусь Государственный фонд создания и использования изобретений;
• обеспечить функционирование инновационных банков и региональных фондов финансирования;
• учредить специальные фонды и фонды внедрения инноваций с учетом возможного риска;
• установить, что прибыль (доход) и валютная выручка, получаемые предприятием-патентообладателем от использования изобретений в собственном производстве, а также от продажи на него лицензий, не подлежит налогообложению в течение пяти лет с даты начала использования изобретений или продажи лицензий в пределах срока действия патента;
• внести изменения и дополнения в Закон республики Беларусь «О подоходном налоге с граждан» в части включения в ст. 3 («доходы, не подлежащие налогообложению») доходов физических лиц в виде вознаграждения за рационализаторские предложения;
• восстановить и приравнять патентнолицензионные службы (отделы, секторы и т.п.) предприятий, организаций и учреждений к основным научно-производственным структурам, отнеся оплату специалистов этих служб к оплате труда разработчиков;
• внести в единый тарифно-квалификационный справочник квалификационные требования к инженеру-патентоведу;
• предусмотреть в типовом контракте с субъектами хозяйственной деятельности ответственность за несоблюдение ими интересов государства при использовании объектов интеллектуальной собственности;
• создать систему экономических стимулов, обеспечивающих заинтересованность всех субъектов правоотношений, в первую очередь инвесторов, творческих коллективов в создании и вовлечении в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности;
• образовать центры коммерциализации технологий, осуществляющих связь между наукой, промышленностью и финансовыми структурами, что позволит обеспечить финансовое участие и других инвесторов в инновационной деятельности, выбрать приоритеты в сфере фундаментальной и прикладной науки;
• решить вопрос о создании системы обучения руководителей министерств, ведомств, госкомитетов, концернов и их заместителей по вопросам охраны объектов промышленной собственности и рационализаторской деятельности;
• продолжить работу по обеспечению во всех высших учебных заведениях чтения курса лекций по вопросам патентно-лицензионной, изобретательской и рационализаторской деятельности;
• осуществить координацию деятельности заинтересованных организаций по привлечению молодежи к научно-техническому творчеству, изобретательству и рационализации;
• обеспечить ежегодное обязательное представление предприятиями всех форм собственности отчета об использовании объектов промышленной собственности и рационализаторских предложений по форме 4-Нт-перечень;
• пропагандировать с помощью СМи достижения изобретателей и рационализаторов.
Деятельность Белорусского общества изобретателей и рационализаторов всегда положительно влияла на развитие изобретательства и рационализации в республике, способствовала повышению их уровня.
Более того, БОир — единственная общественная организация, осуществляющая практическую деятельность по нормативно-методическому обеспечению рационализаторской работы на предприятиях, обработку и анализ материалов государственной статистической отчетности по использованию объектов промышленной собственности и рационализаторских предложений по форме 4-Нт. Оказание финансовой и материально-технической помощи БОир позволит усилить влияние общества на развитие технического творчества, достижение высоких показателей изобретательства и рационализации, повышение уровня создаваемых технических новшеств и их использование.
Комментарии
коментарий
Все что происходит с интеллектуальной собственностью (ну, не все) в Белоруссии очень грустно. И развал БОИР, а я именно так и считаю, есть процесс асоциальный в первую очередь. К сожалению у нас действительно нет законодательной базы для принятия или не принятия решений.