Инновационная восприимчивость как обобщающий показатель способности к инновационной деятельности

Применение и тиражирование новых идей является показателем инновационной восприимчивости предприятия, а спрос на рынке на товар или услугу – отражением результативности функционирующей информационно­маркетинговой системы компании.
Доказательством силы и могущества государства, по мнению В. И.?Вернадского, высказанного еще в 1915–1920?гг., служит научно правильное использование ресурсов, а не количественные массы вовлечения вещества в производство. Запасы, как бы велики они ни были, конечны, а вот силы человеческого ума – безграничны [1]. Только инновации открывают возможности для вовлечения в хозяйственный оборот новых видов природных ресурсов, расширения сырьевой и топливно­энергетической базы страны. Стремительное развитие науки и техники привело, с одной стороны, к появлению большого разнообразия новых продуктов, производственных процессов, а с другой – к попыткам дать научно обоснованную трактовку и создать понятийный аппарат в сфере генерирования и освоения нововведений.
Основа данной теории была заложена еще в 1930 е гг. учеными Н. Д.?Кондратьевым, Г.?Меншем, Й.?Шумпетером. В частности, последний впервые ввел понятие «инновация» и обозначил его как коммерциализацию всех комбинаций, основанных на введении новых товаров, услуг, организационных форм, применении новых материалов, компонентов, источников сырья, методов производства, открытии новых рынков сбыта. Естественно, что данная трактовка с течением времени перестала быть исчерпывающей.
Но четкий и однозначный понятийный аппарат в части определения инновационной восприимчивости, инновационной активности и инновационного потенциала до сих пор так и не сформировался. Поскольку эти термины имеют широкую область применения, каждый исследователь подчеркивает важные с его точки зрения аспекты, что приводит к большому разнообразию вкладываемых в них смыслов. В целом инновационную восприимчивость традиционно определяют как способность субъектов хозяйствования применять пионерные технологические идеи и решения. Существует ряд попыток по развитию и уточнению данного определения. Наиболее распространены и адекватны экономике переходного периода подходы российских ученых. Так, Т. А.?Нелюбина и О. Н.?Владимирова под этим понятием подразумевают способность социально­экономической системы включать в свою структуру и деятельность изменения, вызванные инновационным процессом, исходя из имеющихся условий и ресурсов, в рамках проводимой территориальной инновационной политики [2, 3]. Л. К.?Шамина характеризует данный термин как составную часть инновационного потенциала, отражающую состоятельность предприятия реализовывать и применять нововведения [4]. Н. П.?Масленикова говорит об инновационной восприимчивости как о способности организации обнаружить инновации в информационном поле, различить и идентифицировать их отдельные признаки, выделить в них информативное содержание, адекватное цели действия, сформированному образу развития предприятия и принять их к использованию в целях повышения своей конкурентоспособности [5]. Эту же точку зрения поддерживает и белорусский ученый А. Р.?Лавриненко [6].
Рассмотрение приведенных научных работ показало, что при всестороннем анализе инновационной восприимчивости данная характеристика всегда рассматривается во взаимосвязи с инновационной активностью и инновационным потенциалом. Причем к определению двух последних понятий также существует ряд подходов (табл. 1 и 2).
Как показал проведенный анализ, некоторые ученые пытаются трактовать инновационную восприимчивость как составную часть инновационного потенциала [3, 4] или инновационной активности [13, 14]. Сегодня и в отечественном законодательстве четкое определение и разграничение этих трех терминов отсутствуют [15]. Актуальность уточнения понятийного аппарата в данной сфере для национальной экономики обусловлена ограниченностью ресурсов для осуществления инновационной деятельности, когда на первый план выходит вопрос эффективности их использования.
Проводить это уточнение предлагается на уровне микро­ экономики, на основе процессов, оказывающих стимулирующее воздействие на поведение отдельных субъектов хозяйствования в отношении генерации, трансфера и использования нововведений. Целесообразно выделение инновационной восприимчивости в отдельную обособленную категорию с функциями результирующего показателя. Она должна представлять собой обобщающий индикатор, характеризующий активность, способность, готовность и результативность использования предприятиями своего внутреннего и внешнего потенциала в процессе поиска, создания и использования новшеств. В условиях современного рынка разделение инновационного потенциала на внутренний и внешний является достаточно обоснованным, поскольку за пределами самих компаний формируется большой перечень условий, оказывающих воздействие на потребность в новшествах и на их эффективность. Зарубежные исследователи в данном случае ограничиваются лишь термином «организационные возможности», который показывает способность предприятия к полному или постепенному внедрению новшеств [7], что, по мнению отечественных ученых, ведет к искажению понятия «инновационный потенциал», поскольку необходимо учитывать важную роль не только существующих в наличии ресурсов, но и умений, опыта, условий внутренней и внешней среды, то есть совокупность всех возможностей и факторов, имеющихся в распоряжении.
К внешнему инновационному потенциалу можно отнести нормативно­правовую, инфраструктурную, научную, социальную и бизнес­составляющие, к внутреннему – кадровую, технико­технологическую, финансовую и научную. Так, Н. П.?Масленикова выделяет в данном понятии следующие группы:
элементы производственной системы (продукция, персонал, ресурсы, технология, способы организации производства, состояние экономики фирмы);
компоненты системы управления (ее коммуникационные свойства, конкретные функции, процессы, методы, структура и персонал);
внешняя среда (поставщики, потребители, партнеры по кооперации, государственные институты, финансовые, общественные организации) [5].
На рис. 1 представлен систематизированный подход к инновационной восприимчивости как обобщающему показателю способности к созданию, передаче и внедрению нововведений.
В данной схеме инновационная восприимчивость представлена как результат взаимодействия инновационной активности (как осознанной с точки зрения маркетинговой, финансовой политики необходимости использовать новации) и инновационного потенциала (как материальной, технической, социальной готовности и возможности субъекта хозяйствования). Здесь выделяется также группа элементов системы управления, которая регулирует все рабочие процессы на предприятии. Уместно отметить, что именно она может оказать отрицательное влияние на инновационную восприимчивость через снижение активности вследствие негативного опыта в сфере освоения нововведений. Зачастую адаптация последних к существующей устаревшей модели организации и менеджмента производства приводит к негативным последствиям (нововведение утрачивает свою эффективность, возникают непредвиденные издержки).
При уточнении понятия инновационной восприимчивости необходимо учитывать следующие важные аспекты:
как экономическую категорию ее необходимо рассматривать относительно конкретной рабочей сферы. Как показывает практика, из­за различных факторов инновационная деятельность отдельных отраслей характеризуется определенным уровнем (табл. 3) [16];
данный показатель характеризуется многовекторностью, то есть способностью реализовывать нововведения в различных секторах экономики, поскольку они в процессе своего жизненного цикла могут находить применение в нескольких сферах;
инновационная восприимчивость как процесс имеет стадии роста, зрелости, утрат, которые качественно определяют фазовое состояние предприятия как социально­ экономической системы. Она способствует ускорению выведения новой продукции на рынок. Это позволяет проводить активную маркетинговую политику по отдельным видам товаров и услуг и, значительно опережая конкурентов, обеспечивать существенную инновационную составляющую в доходах компании (рис. 2).
Мотивация поведения субъектов хозяйствования в сфере освоения нововведений обусловлена тем, что инновационная восприимчивость позволяет не только быстрее выйти на пик получения максимальной прибыли Vmax, но и получить временное преимущество на период t2–t1 (до момента появления конкурентов), обеспечивая тем самым дополнительный доход (заштрихованная область на рис. 2).
Описанный подход к инновационной восприимчивости как совокупности инновационной активности и инновационного потенциала применим и для создателей нововведений, и для их потребителей. На наш взгляд, именно сочетание этих двух понятий создает синергетический эффект, который обусловливает рост инновационной восприимчивости.

Статья поступила в редакцию: 24.02.2014?г.

Summary
With a particular focus on the value of innovations for successful enterprise activity under the conditions of contemporary market. There was conducted a survey and total analysis of the current approaches for definitions of concepts of innovation responsibility. There was marked the absence of clear and decisive conceptual framework in a part of definitions for innovation responsibility, efforts, and resources. There was executed evaluation of innovation responsibility in conjunction with innovation activity and innovation capacity. There was an approach suggested for definition of conceptual framework at the level of microeconomics, on the basis of the processes, which provide stimulating effect at the behavior of separate entity of economic activity in regard to generation, transfer and application of innovations. An individual attention was devoted to the peculiarities of innovation responsibility as one of the most important economic category in innovation process.

Литература
1. Вернадский В. И. О ближайших задачах Комиссии по изучению производительных сил России.?– Пг., 1915. С. 17.
2. Нелюбина Т. А. Управление инновационной восприимчивостью социально-экономических систем: автореф. дис. … канд. эконом. наук: 10.08.2010. – Екатеринбург, 2010.
3. Владимирова О. Н. Организационно-экономические и институциональные основы формирования и функционирования региональных инновационных систем: монография.?– М., 2011.
4. Шамина Л. К. Инновационный потенциал предприятия // Инновации. 2007, №9.
5. Масленикова Н. П. Управление развитием инновационной восприимчивости организаций в изменяющейся внешней среде: Теоретические и методологические аспекты: автореф. дис. … докт. эконом. наук: 15.09.2003.?– М., 2003.
6. Лавриненко А. Р. Инновационная восприимчивость как основа формирования инновационной среды региона. Электронный ресурс: http://elib.bsu.by/.
7. Полбицын С. Управление инновационным потенциалом предприятий АПК // АПК: экономика, управление. 2005, №12. С. 58.
8. Галстян. К. Г. Теоретические аспекты формирования инновационных процессов: Препринт.?– СПб., 2001.
9. Бармута К. А. Техническое развитие как основное направление инновационной деятельности предприятий: монография.?– Ростов-на-Дону, 2006.
10. Ясников Г. Е. Инновационное управление промышленными предприятиями Республики Беларусь: автореф. дис. … докт. эконом. наук. – Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2002.
11. Горбунов Г. Б. Инновационный потенциал как фактор развития современного предприятия: автореф. дис. … канд. эконом. наук.?– МАГМУ, 2006.
12. Богдановский Е. М. Формирование системы управления вузом на основе оценки инновационного потенциала: автореф. дис. … канд. экон. наук.?– СПбГУАП, 2009.
13. Никитина О. В. Методы оценки инновационной активности предприятий: автореф. дис. … канд. экон. наук.?– СПб., 2007.
14. Баранчеев В. П. Измерение инновационной активности компании как ее конкурентной силы // Менеджмент сегодня. 2005, №4. Электронный ресурс: http://innovatika.boom.ru/Innov_act.htm.
15. Закон Республики Беларусь №425-З от 10.07.2012 г. «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь».
16. Промышленность Республики Беларусь: стат. сб. Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2013.